13 янв. 2012 г.

Horslips "The Táin" (1973)

Громко возвестив о себе дебютной пластинкой "Happy to Meet, Sorry to Part" (1972), ирландцы Horslips принялись завоевывать аудиторию посредством активной концертной деятельности. Параллельно с этим участники ансамбля сочиняли новый материал концептуальной направленности. Премьера "The Táin" состоялась в 1973 году на подмостках дублинского Abbey Theatre. Сценическую версию музыканты обставили с шиком, не упустив случая блеснуть артистизмом, а заодно и продемонстрировав публике величие и красоту родного фольклора.
Сюжет альбома завязан вокруг древнего героического эпоса "Táin Bó Cúalnge", повествующего о борьбе двух королевств, Улада (Ольстера) и Коннахта, за обладание чудесным быком. Эта былинная сага, чьи события происходят около 500 г. до н. э., вплоть до XII века передавалась сказителями из уст в уста. И только в раннем средневековье получил распространение ее письменный аналог. По мнению ряда исследователей, "Táin Bó Cúalnge" в становлении европейской литературы играет роль не менее значимую, чем классическая поэма Виргилия "Энеида". Впрочем, хватит с нас культурологических деталей, перейдем непосредственно к музыке.
Возможно, "The Táin" - пиковая работа для Horslips. Здесь музыканты прозвучали на удивление мощно, слаженно и красиво. Не отрываясь от корней, но попутно осваивая и территорию рок-монументализма, они сумели осчастливить слушателя по-настоящему замечательным релизом. И хотя наиболее известным пунктом в творческом наследии коллектива по-прежнему остается диск "The Book of Invasions - A Celtic Symphony" (1976), многие меломаны отдают предпочтение именно программе 1973-го года.
Фактурное органно-гитарное интро "Setanta" выполняет функции своеобразной "затравки". Кажется, что перед нами крепкий, однако в целом стандартный продукт прото-прогрессивного происхождения с налетом модного в те дни харда. Но последующая инструментальная композиция "Maeve's Court" напрочь опровергает иллюзию подобного толка. Великолепие народных кельтских мотивов (вистлы и рожки Джима Локхарта, фиддл Чарльза О'Коннора, гитара Джонни Фина, бойран Иамона Карра) пленяет слух акустической теплотой, завораживает традиционно нестареющей тоникой... Продолжение дивный этюд получает в виде фрески "Charolais", где фольклорная составляющая постепенно утрачивает плотность, замещаясь кружевным игровым арт-роком с его галопированным темпом и потрясающими флейтово-клавишными диалогами. Приятнейшим многоголосием вкупе с замысловатыми соло электрогитары полнится номер "You Can't Fool The Beast", предваряющий собой ритмичную сингловую вещицу "Dearg Doom", ставшую хитом № 1 в западногерманских чартах 1974 года. Характерные мелодические свойства Horslips проявляются в напевной репризе "Ferdia's Song" и благополучно вытесняются с передовой в контексте авангардно-абстрактной fade-out зарисовки "Gae Bolga". Менестрельская элегия "Cu Chulainn's Lament" иллюстрирует склонность членов квинтета к драме, после чего все дружно расслабляются под лениво струящиеся аккорды очаровательной пьесы, обманчиво озаглавленной "Faster Than the Hound". Помимо вышеперечисленного, трек-лист содержит: зажигательную джигу "The Silver Spear"; отличную песенку "More Than You Can Chew", способную взбодрить любого завсегдатая ирландских пабов; претенциозный бессловесный фолк-опус "The Morrigan's Dream", базирующийся на фундаменте старинного танца "Old Noll's Jig"; красочный финал в региональных тонах "Time to Kill!", мастерски подводящий итог многоликому саунд-путешествию в мифологическую реальность. На правах десерта заявлен 17-минутный коллаж, включающий отдельные темы с "The Táin" и презентованный группой на концерте в Нью-Йорке.
Резюмирую: превосходное сочетание ностальгической душевности, ума и таланта, претворенное со вкусом и подлинным уважением к обычаям предков. Рекомендую.

Комментариев нет: