Словосочетание "культовый бэнд" – это про них. За двадцать лет существования шведский ансамбль увеличился в количественном плане (с квинтета до секстета), перекроил имидж (черно-белый академический на взъерошенный клубный) и вывеску (New Tide Orquesta), а также усилил в собственной музыке динамическую и минималистскую составляющие. Не знаю, как воспринимаются сегодняшние опыты нордических оригиналов. Но в прежние времена пятерка из Гётеборга задавала тон на экспериментальном поле, с легкостью покоряя различные культурно-географические высоты. Бессменный лидер и двигатель коллектива, композитор Пер Стёрби (аккордеон, бандонеон) затевал проект из чисто авантюрных соображений. Трудно было предугадать реакцию публики на гремучую смесь настроений и стилей. Однако дебютный альбом подтвердил верность курса. Для пущей убедительности участники NTO наведались на родину танго, дали несколько представлений в Уругвае и Аргентине и сорвали шквал аплодисментов в Буэнос-Айресском центре имени Астора Пьяццоллы (а это, согласитесь, дорогого стоит). Затем последовали Россия, Германия, Турция, Китай, Украина... Мир, невзирая на многоликость, почувствовал вкус к звучанию The New Tango Orquesta. Впрочем, закономерно. Ведь неподдельные страсть, грусть и радость всегда в цене.
Первенец NTO открывается номером "1919". Мрачные позывные струнных (Кристиан Кулльберг – контрабас, Ливет Норд – скрипка) под тревожные аккорды пиано (Томас Густавссон) веселья не предвещают. Тягучая партия аккордеона нагнетает ощущение тоскливой безысходности. Но незаметный фокусный маневр сдвигает флажок на шкале эмоций. Проявляется лирико-мелодический пассаж из серии 'nostalgie'. И вместе с ним на душе враз теплеет. В течение трека поведение инструменталистов изменится не раз. Меланхолия окрасится надеждой, суицидальный морок обернется жгучей любовной дуэлью, а завершится действо эфемерным опусканием занавеса и наступлением тьмы. Громовые авант-аккорды, расхожие приемы танго, на редкость пронзительные скрипичные соло, перемежаемые пространным басово-фортепианным дуэтом – все это "Invierno del '96", мастерская гибридная интрига от головастого маэстро Стёрби. В мерцающей огнями далекого южного порта гамме "Tango Triste" прорисовываются округлые аккорды электрогитары (Петер Гран), чей рефлексивный джаз-монолог постепенно уступает эстафету сугубо акустическим стенаниям девушки Ливет и худрука Пера. Яркостью, сочностью красок и анти-скандинавской глубиной переживания отличается пьеса "Cyclo", подчеркивающая склонность членов NTO к драматическим историям. В масштабе фрески "Pesadamente" соединяются алхимическим браком кондиции 'tango nuevo' с элементами свободной импровизации авангардного толка; удивительный, в чем-то странный, безумно интересный альянс. Противоречив и финал "Tango för trasig docka" – комплексная конструкция неопределенного склада, чьей наиболее привлекательной стороной выступает виртуозное струнное искусство Ливет Норд.
Резюмирую: нетривиальная арт-панорама, уникальная по замыслу и превосходная по воплощению. Рекомендую всем, кто не замыкается в конкретных жанровых рамках.
New Tango Orquesta
Комментариев нет:
Отправить комментарий