"...Было весьма непросто найти требуемых нам разносторонних музыкантов, когда все вокруг играли либо джаз, либо рок..." (Даниэль Дени). Однако же получилось. Мишель Беркман, Роже Триго, Патрик Анаппье... Эти многоплановые исполнители не только позволили реализоваться безумным идеям маэстро Дени, но и утвердили формацию Univers Zero в качестве флагманов жанра RIO. Правда, до воцарения UZ на авангардном троне будущим реформаторам пришлось отбывать трудовую повинность в команде Necronomicon, где они сообща пробавлялись импровизацией. А потом наступил май 1974-го года. И горячие почитатели Говарда Филлипса Лавкрафта переродились в более сложную, неслыханную доселе звуковую особь.
Вдохновение черпали отовсюду. На одной чаше весов - "прогрессоры": Magma, Third Ear Band; на другой - "академисты": Стравинский, Пендерецкий, Барток. Тягаться с титанами на их же поле - затея убийственная. Дени и Кº избрали собственный путь, без посягательств на святыни и гарантий скорого успеха. Трудолюбие, интерес, а главное - желание прослыть новаторами в своем деле вывели бельгийцев на благодатную стезю эксперимента. Остальное - история...
Пластинку "Univers Zero" (альтернативное название "1313") записали фантастически быстро - за два дня (2-4 августа 1977 г.). Остается лишь удивляться собранности и профессионализму ансамблистов, ибо предложенный ими материал мало в чем уступает композиторским откровениям признанных творцов эпохи постмодерна. 15-минутная пьеса "Ronde" демонстрирует зрелость авторской мысли Даниэля Дени. Хладнокровный синтез филармонических тенденций (из ассоциаций - Шостакович периода "Ленинградской симфонии") с игровой ритмикой ввергает в оторопь. Это - максимум, потолок художественных исканий для арт-рокера, каким бы искушенным он ни был. Тон задают струнные Патрика Анаппье и Марселя Дюфрана, "подцвеченные" гитарными штрихами Триго. Фагот Беркмана, ломаные линии ударных Дени, фисгармония Эммануэля Никеза и бас Кристиана Жене то сливаются в унисонном экстазе, то распадаются на отдельные атомы под мощным напором скрипок, виолончели и альта. Сущность злой феи из "Лебединого озера" со всей отчетливостью раскрывается в треке "Carabosse"; здесь архаичная бальная эстетика подается под соусом Rock in Opposition. Ядерная помесь, что и говорить. Драматический триллер "Docteur Petiot" повествует о французском враче и серийном убийце Марселе Петье (1897-1946). Знаковая тема для любителей покопаться в психике маньяков, каковыми являются UZ (вспомним еще один культовый номер - "Jack the Ripper"). Интригующим опусом служит и другой плод фантазии Роже Триго - зарисовка "Malaise". Невзирая на неуравновешенный характер действа, ему не откажешь в отголоске изысканной старины (органист Никез использует возможности спинета - разновидности клавесина). Точки над "i" расставляет "Complainte" - гнетущая абстракция с нездоровой замкнутой атмосферой. Впрочем, все это "цветочки" по сравнению с бонусным мегаэпиком "La Faulx". 28-минутную конструкцию UZ сыграли "живьем" 5-го апреля 1979 г. в радиоэфире. Трудно сказать что либо определенное о замысле данного произведения, но масштаб начиненной эффектами хоррор-мессы впечатляет без меры.
Резюмирую: нетленная классика камерного авант-рока, высшие этажи музыки "для умных". Им-то и рекомендуется.
Вдохновение черпали отовсюду. На одной чаше весов - "прогрессоры": Magma, Third Ear Band; на другой - "академисты": Стравинский, Пендерецкий, Барток. Тягаться с титанами на их же поле - затея убийственная. Дени и Кº избрали собственный путь, без посягательств на святыни и гарантий скорого успеха. Трудолюбие, интерес, а главное - желание прослыть новаторами в своем деле вывели бельгийцев на благодатную стезю эксперимента. Остальное - история...
Пластинку "Univers Zero" (альтернативное название "1313") записали фантастически быстро - за два дня (2-4 августа 1977 г.). Остается лишь удивляться собранности и профессионализму ансамблистов, ибо предложенный ими материал мало в чем уступает композиторским откровениям признанных творцов эпохи постмодерна. 15-минутная пьеса "Ronde" демонстрирует зрелость авторской мысли Даниэля Дени. Хладнокровный синтез филармонических тенденций (из ассоциаций - Шостакович периода "Ленинградской симфонии") с игровой ритмикой ввергает в оторопь. Это - максимум, потолок художественных исканий для арт-рокера, каким бы искушенным он ни был. Тон задают струнные Патрика Анаппье и Марселя Дюфрана, "подцвеченные" гитарными штрихами Триго. Фагот Беркмана, ломаные линии ударных Дени, фисгармония Эммануэля Никеза и бас Кристиана Жене то сливаются в унисонном экстазе, то распадаются на отдельные атомы под мощным напором скрипок, виолончели и альта. Сущность злой феи из "Лебединого озера" со всей отчетливостью раскрывается в треке "Carabosse"; здесь архаичная бальная эстетика подается под соусом Rock in Opposition. Ядерная помесь, что и говорить. Драматический триллер "Docteur Petiot" повествует о французском враче и серийном убийце Марселе Петье (1897-1946). Знаковая тема для любителей покопаться в психике маньяков, каковыми являются UZ (вспомним еще один культовый номер - "Jack the Ripper"). Интригующим опусом служит и другой плод фантазии Роже Триго - зарисовка "Malaise". Невзирая на неуравновешенный характер действа, ему не откажешь в отголоске изысканной старины (органист Никез использует возможности спинета - разновидности клавесина). Точки над "i" расставляет "Complainte" - гнетущая абстракция с нездоровой замкнутой атмосферой. Впрочем, все это "цветочки" по сравнению с бонусным мегаэпиком "La Faulx". 28-минутную конструкцию UZ сыграли "живьем" 5-го апреля 1979 г. в радиоэфире. Трудно сказать что либо определенное о замысле данного произведения, но масштаб начиненной эффектами хоррор-мессы впечатляет без меры.
Резюмирую: нетленная классика камерного авант-рока, высшие этажи музыки "для умных". Им-то и рекомендуется.
5 комментариев:
Красиво сказано Сергей - "высшие этажи музыки "для умных". Потрясная вещь! Собственно как и всё их творчество. Порой сам себя задаю мысленный вопрос: да неужели мне "это" действительно нравится? Или я просто чего-то там себе нафантазировал?
Спасибо за очередную суперскую рецензию!
Забавно, Сергей, что вы упомянули Дмитрия Дмитриевича в рецензии на Univers Zero. Меня помнится одновременно накрыли UZ и струнные квартеты Шостаковича. Так уж получилось. И Julverne где-то там же. И мне казалось, всё так органично: днем ДДШ, вечером Julverne, на ночь UZ... ) Станислав
Спасибо за отзывы, друзья.
UZ, конечно же, ярчайшие выразители прогрессивной бельгийской сцены. Но они, слава богу, пребывают не в одиночестве. Julverne, Present, Aranis, A Consommer de Préférence, Aksak Maboul, Cro Magnon... Список можно продолжить.
Вы верно подметили, Станислав, насчет органической взаимосвязи этих групп с академической традицией. Надо сказать, что валлонская музыкальная школа оказала (и продолжает оказывать) большое влияние на тамошнюю "продвинутую" молодежь. Да и если копнуть поглубже, окажется, что не только Барток, Стравинский, Шостакович и др. формировали авторское видение тех же Даниэля Дени и Роже Триго. Достаточно послушать камерные произведения крупного бельгийского композитора Йозефа Йонгена (1873-1953), чтобы ощутить незримую связь его программных вещей с наследием культовых авант-рокеров. В общем, все непросто. Но в этом-то и прелесть.
Йонген - новое для имя. Интересно будет что-нибудь послушать... Станислав
Many thanks
Отправить комментарий