Syrius "Devil's Masquerade (Az Ördög Álarcosbálja)" (1972)


История венгерского бэнда Syrius хроникально делится надвое. Основанный в 1962 г. саксофонистом Жолтом Баронитшем, ансамбль на протяжении шести лет исполнял незамысловатый поп-рок танцевального плана. Записей в ту пору коллектив не предпринимал, ограничиваясь площадками для выступлений. Обострившиеся творческие разногласия внутри состава привели его к распаду. А после реорганизации в 1968-ом лицо Syrius изменилось кардинальнейшим образом. В компанию к Баронитшу пожаловали виртуозный органист Ласло Патаки, духовик Михай Радуй (флейта, тенор- и сопрано-саксофоны), ударник Андраш Веселинов. Позднее других к коллегам примкнул Миклош 'Джеки' Орсацки (бас, акустическая гитара, скрипка, вокал), однако вклад этого неординарного артиста в общую копилку трудно переоценить. За плечами Миклоша маячили усердные занятия музыкой (классическое фортепиано, струнные), участие в школьном оркестре, активная деятельность в рок-команде Új Rákfogó и много чего еще. Так что накопленный Орсацки опыт весьма пригодился обновленным Syrius. Отмежевавшись напрочь от веселого ритмичного прошлого, квинтет двинулся в совершенно противоположную сторону - к мрачноватому прогрессивному року с джазовым уклоном. Хорошенько освоив заданный формат, ребята углубились в концертные дела. И тут их ожидала подлинно судьбоносная встреча. На одном из клубных гигов Syrius приметил австралийский турист Чарльз Фишер. Очарованный мастерством великолепной пятерки, он зазвал венгров с гастролями к себе на родину. Так на рубеже 1970/1971 годов демократы из соцлагеря оказались в стране утконосов. Произвели энное количество художественного шума на фестивале Myponga. А затем, с подачи того же Фишера (автор лирики), в мельбурнской студии Festival увековечили свою дебютную пластинку...
"Devil's Masquerade" - мощнейшая заявка на лидерство в мадьярском арт-роке. Композиционное мышление соратников Жолта Баронитша оказалось под стать избранным средствам выражения. Позиция номер один ("Concerto for a Three-Stringed Violin and Five Mugs of Beer") - эстетский микс из коматозных кримзоидных галлюцинаций и чумного угара с косвенным намеком на Gentle Giant. В "Crooked Man" слушателя настигает диковинный авант-фьюжн с залихватской брасс-секцией и потаенной лирической сердцевиной; оригинальность Syrius здесь проявлена во всей красе. "I’ve Been This Down Before" служит передышкой от "наворотов": милые переливы флейты, добротный блюзовый вокал, джазовые пиано-синкопы и эпизодическая массированная сакс-подсветка. Заглавная вещь строится на платформе комплексной напористой полифонии, орнаментирующей проникновенный базовый мелос; аналогии с лучшими произведениями Фриппа и Кº напрашиваются сами собой. "Psychomania" - горячий дунайский привет Нежному Гиганту братьев Шульманов; захватывающая рок-джигитовка с пиротехническими эффектами. Рефлексивный этюд "Observations of an Honest Man" отворяет чертоги эпического финала "In the Bosom of a Shout", где макабрический "цирк с конями" достигает высочайшего градуса накала.
Резюмирую: без преувеличения, шедевр раннего восточноевропейского прогрессива и необходимое добавление в коллекцию каждого меломана.  

Комментарии