Литература - вечный двигатель классического прогрессива. Эпические сюжеты Гомера и Данте, Льва Толстого и Эдгара По служили и служат надежным источником для идейных схем концептуалистов от арт-рока. Рэй Дуглас Брэдбери - в той же когорте почитаемых книжных имен. Вы только вспомните: "...Под факелами на аллеях, держа в руках извергающих тончайшую паутину золотых пауков, еще бегали заигравшиеся дети. Тут и там на столах, булькающих серебристой лавой, готовился поздний ужин. В амфитеатрах сотен городов на ночной стороне Марса смуглые марсиане с глазами цвета червонного золота собирались на досуге вокруг эстрад, откуда покорные музыкантам тихие мелодии, подобно аромату цветов, плыли в притихшем воздухе..." Разве можно пройти мимо такого? Вот и венгры Solaris не удержались от соблазна. Дебютировать им выпало в не самый удобный период, но ребята знали, на что отважились. Сочинив программу по мотивам брэдберианских "Марсианских хроник", пятеро инструменталистов собрались в 1983 году на базе студии мадьярского Радио-8. Здесь их уже ждали матерые звукоинженеры. И плодом совместных усилий артистов и техников явилась запись, коей суждено было впоследствии сделаться культурным феноменом восточноевропейского прог-рока.
Красная планета в трактовке Solaris предстает синтетической сферой, наполненной ребячьими голосами, мрачными секвенциями и атмосферными всполохами. Это, если судить по вступлению "Marsbéli Krónikák I", в одиночку оформленному клавишником Робертом Эрдешем. Иная картина приоткрывается на просторах "Marsbéli Krónikák II-III". Тут вам и лирический фортепианно-флейтовый мелос, и вихревые гитарные облака, и пафосные хоральные фрагменты. 13-минутная фаза "Marsbéli Krónikák IV-VI" выступает в качестве комбинационной структуры, грамотно соединяющей в себе электронные протуберанцы с мощной рок-оркестровкой. В общем, новички, помимо дерзновенности замысла, сумели блеснуть игровым мастерством и взвешенным подходом к искусству композиции. Лишним подтверждением амбициозности венгерского молодняка выглядит скоростная пьеса "M'ars Poetica", построенная на сочетании виртуозных приемов из области симфонического арта с хмельным фольклорным духом сугубо земного свойства. Романтическим светом напоена фреска "Ha Felszáll A Köd (If the Fog Ascends)" - бенефис Аттилы Коллара, чье безупречное владение духовыми со временем станет фирменным атрибутом Solaris. "Apokalipszis (Apokalypse)" - поле эстетической битвы, где не на жизнь, а на смерть сходятся хард-, арт- и фолк- стихии. Следом за 30-секундным пассажем для рекордера "E-Moll Előjáték (Prelude In E Minor)" разворачивается колючая драма "Legyőzhetetlen (Undefeatable)", нашпигованная острыми гитарными партиями Иштвана Циглана в паре с Чабой Богданом и коллективными ритмическими финтами. Итог большому космическому путешествию подводит симпатичный номер "Solaris". А "на десерт" - два бонуса: "Orchideák Bolygója (The Planet Of Orchids)" да "A Sárga Kör (The Yellow Circle)", также решенные в ключе экспериментального стилевого симбиоза.
Резюмирую: один из лучших релизов прогрессива восьмидесятых и необходимое прибавление в коллекцию каждого меломана. Наслаждайтесь.
3 комментария:
Ранее никогда не слышал работ этой группы. Даже не смотря на свою любовь к господину Атилле. Весьма! Альбом очень хорош. И самое приятное, что трудно придумать прямые аналогии. Все сделали по своему.
Постараюсь найти и другие их альбомы.
Спасибо, Сергей!
На здоровье, Влад.
Творческое наследие Solaris весьма скромно: если не считать архивных сборников и концертных записей, - всего три альбома ("Хроники", "1990" и концепт-сюита "Нострадамус"). В блоге представлены два из них, а "Нострадамуса" намеренно не рецензировал, поскольку к этой пластинке отношусь неоднозначно. Быть может, сподоблюсь в дальнейшем...
Спасибо за ремарку. Обязательно приобщусь. Этот концерт приятно удивил. В нем слышится влияние Атиллы. Но оно не всеобъемлюще. Чувствуется, что в группе каждый на своем месте. Великолепный инструментальный релиз.
Отправить комментарий