1 нояб. 2013 г.

Aksak Maboul "Onze Danses Pour Combattre La Migraine" (1977)


Для музыки подобного рода термин RIO подходит идеально. В том смысле, что не рок, а совсем наоборот: стилевая деконструкция высшего порядка. Если же абстрагироваться от звуковой философии и обратиться к хронике, картина сложится следующая: 1977 год. Эпоха перемен. Уставшие от собственной славы рок-классики потихоньку сдают позиции. Оживает панк, формируется "новая волна", возникает мода на электронику. И в безумном звучащем котле неожиданно всплывает на поверхность нечто чудаковатое, с неудобоваримым именем Aksak Maboul. За вывеской скрывается головастый дуэт бельгийских композиторов/исполнителей - Марка Холландера (ex-COS) и Венсана Кени, заручившихся поддержкой не менее отважных коллег-экспериментаторов (назову хотя бы Жанно Жиля - Julverne, Франка Вёйтца - Fred Frith, Мишеля Беркмана - Univers Zero, Julverne). Творческое кредо ансамбля - беспристрастность. Забавляясь с жанрами, исследуя их подноготную, составляя из сонических кирпичиков совсем уж невообразимые комбинации, друзья-фламандцы не выказывают предрасположенности к чему бы то ни было. С одинаковой меркой к любому музыкальному подвиду - вот генеральный принцип Aksak Maboul. И, надо признать, работает он весьма эффективно.        
В названии альбома ("Одиннадцать танцев для борьбы с мигренью") кроется присущий шутникам-интеллектуалам тонкий стеб. Да, они измываются над слушателем. Но параллельно умудряются одаривать его немалой порцией позитива. Оставим в покое дурашливое интро ("Mercredi Matin"), сугубо электронную зарисовку "Saure Gurke" (орган Farfisa, драм-машина + саунд-примочки). Начнем с третьей цифры - "Animaux Velpeau", коварной миниатюры для альт-сакса и кларнетов, включая басовый вариант инструмента. И всего-то 35 секунд чистого времени, однако же внушает! Холландер являет чудеса изобретательности, то мгновенно перерождаясь из ритм-маньяка в камерного авангардиста, то вдруг заявляя себя в качестве щеголя-эстета, отменно чувствующего джаз ("Milano per Caso"). Фланируя от мини-оперной увертюры ("Fausto Coppi Arrive!") к открытому хоральному пассажу с лирикой, почерпнутой из медицинского (!) фолианта XIX века ("Chanter est sain"), Марк преподносит нам псевдо-румынский фолк-фьюжн-наигрыш ("Son of l'idiot"). Есть тут маленькая тревожная колыбельная "DBB (Double Bind Baby)" и блистательный avant chamber кунштюк в изысканной обертке ("Cuic Steppe"), умильная певческая импровизация 4-летней девчушки Жюльетт ("Tous Les Trucs Qu'il y a La DeHors") и натуральный трансильванский эскиз в народном ключе ("Ciobane"), "ямайско-болгарская" фантазия на тему умозрительного знакомства Дюка Эллингтона с драм-машинкой ("The Mooche") и ее логическое безбашенное продолжение ("Vapona, Not Glue"). В перкуссионном номере "Glympz" Холландер и Кени примеряются к ролям воинов-берберов, впадающих в транс при звуках ударных. "Three Epileptic Folk Dances" с ее переменным креном из фри-джаза в область менестрельского средневековья напоминает сильно принявших на грудь Gentle Giant. А концертная 9-минутка "Mastoul Alakefak" и вовсе адаптирована к запросам любителей минимализма. На прощание - мечтательный саксофонный тандем Криса Йориса и Ли Шлосса ("Comme on a Dit"), завершающий действо на лирической ноте.
Резюмирую: архинеобычная панорамная экскурсия, способная ненадолго утолить голод жаждущих экзотики мелогурманов. Приятного аппетита!   

3 комментария:

Анонимный комментирует...

Прекрасная группа. Мне оба их альбома очень нравятся. Кстати, где-то с полгода назад их оценила моя десятилетняя дочь. Она частенько, когда я отлучусь, надевает мои наушники, и слушает то, что заряжено в проигрыватель. Обычно это бывает Бетховен, Рахманинов или какой-нибудь Хиндемит. А тут - Aksak Maboul. Сказала: "Ну и музыку ты слушаешь. Хотя, по-крайней мере, не скучно..." )) Станислав

Сергей Уваров комментирует...

Признание у подрастающего поколения - это дорогого стоит! ))

КаБэ комментирует...

....да, да....это.....просто праздник какой-то....деконструктивидный конструктивизм...