Соединив камерную музыку с джазом, Клод Боллин заложил основы нового микро-жанра. Метод прошел обкатку в работе с флейтистом Жан-Пьером Рампалем. Затем выдержал проверку на прочность в формате концерта для классической гитары и джазового пиано. Удовлетворившись результатами старта, неутомимый маэстро выдал целую серию перформансов, где неизменным оставался только фортепьянный фундамент (зачастую при поддержке ударных и контрабаса). При этом в качестве солистов привлекались именитые скрипачи, трубачи и прочие. К середине восьмидесятых правила подобного рода сессий были отточены Клодом вплоть до контрапункта. Однако же интереса к теме он по-прежнему не терял. Легкий на подъем Боллин затеял новый альянс - с виолончелистом Йо-Йо Ма. Последнему на означенный момент времени не исполнилось и тридцати, но в академических кругах имя струнника-виртуоза пользовалось немалым авторитетом. Скромный американец китайского происхождения согласился на предложение мэтра и, упаковав чемоданы, в начале 1984-го отбыл во Францию. В определенном смысле путешествие ознаменовало для Йо-Йо Ма возвращение на родину, ведь на свет он появился в Париже...
Итак, "Suite for Cello & Jazz Piano Trio". Помимо двух корифеев, в деле поучаствовали Марк-Мишель Лебевийон (контрабас) и Жан-Люк Даян (ударные). Согласно некогда принятой установке, название каждого из треков напрямую выражает суть замысла. Скажем, вступительная пьеса "Baroque in Rhythm" действительно служит вместилищем как характерных бахианских интонаций, так и высокочастотных элементов регтайма, помноженного на шальную круговерть буги-вуги. Безукоризненная, местами - откровенно щегольская техника, страстная джаз-подача, породистость виолончельных линий - все идеально сочетается в захватывающем аттракционе лукавого демиурга Боллина. Да что говорить... Пороху в загашнике грузного, чертовски обаятельного француза достало бы на десятерых. Короче, отменная вещь. А продолжение и того лучше. Преобладание лирических мотивов в 12-минутном сочинении "Concertante" отнюдь не препятствует внедрению беглых "пижонских" арпеджио и эпизодическим вкраплениям свинга в благороднейшую струнную ткань. В контексте этюда "Galop" Клод цитирует самого себя образца 1975 года. Впрочем, действует Боллин настолько искусно и тонко, что язык не повернется обвинить мастера в авто-плагиате. Плюс сумасшедшие по красоте пассажи Йо-Йо Ма - более чем убедительный отвлекающий маневр. "Ballade" - это прежде всего глубина, элегическое томление на осыпанном желтой листвой пороге, а также радужная клавишная рябь, наделяющая зарисовку пусть несерьезным, зато исключительно приятным флером. В "Romantique" дядюшка Б. наконец-то сбрасывает маску авантюриста и дает волю экспрессии. Чувства безмолвной капелью струятся по крышке фоно, водят смычком по струнам, ностальгической грезой отражаются в зеркале прошлого... Предельно емкая, безупречно воплощенная композиция с совершенно особенной атмосферой. На стадии финала компания находит законный повод подурачиться и лихо заплетает узлы да узоры в замкнутом пространстве кунштюка "Cello Fan"; прекраснодушное раздолбайство джазово-филармонического пошиба.
Резюмирую: очередной концептуальный шедевр от гениального фантазера Боллина. Пропускать не советую.
4 комментария:
Obrigado. Adoro Yo-Yo Ma. :)
не возьмусь решать который из симфоджазовых проектов Боллинга лучший, но переслушав, наверное, все в итоге в коллекции оставил именно этот.
Марк
А мне все слышанные нравятся. Каждый по-своему хорош. И остается только подивиться плодовитости Боллина, успевающего действовать всюду - в кино, на ТВ и на концертной сцене.
А вот мне легче определиться. Все же его дуэт с Рампалом это однозначно - вершина! хотя, это дело вкуса, наверное. Yo-Yo Ma тоже очень здорово прозвучал! Помню, когда-то с огромным удовольствием слушал его дуэт с МакФеррином.
Короче: очень достойно.
Отправить комментарий