7 июл. 2013 г.

Cardamome Trio "Calligraphie" (2009)


Королевская консерватория города Льеж, похоже, обретает статус кузницы кадров для ансамблей оригинального жанра. Вспомним славные имена A Consommer de Préférence и Wang Wei 4tet. Не так давно компания локальных героев пополнилась очередной знаковой формацией - Cardamome Trio. Инициатор создания камерного инструментального бэнда - пианист и композитор Ароль Нобан. Получив академическое образование, молодой бельгиец после долгих раздумий отказался от карьеры классического исполнителя. Человек разносторонних вкусов, Нобан мечтал играть музыку на стыке жанров, в которой уживались бы импрессии Мориса Равеля, импровизационные crossover-маневры Кита Джаррета, сонический ландшафтный бэкграунд Яна Гарбарека, мелодизм Битлз и страстность Астора Пьяццоллы. Аролю повезло: он нашел компаньонов, готовых пуститься в авантюрное путешествие. Таковыми стали виолончелист Себастьен Вольнье и японская скрипачка Чикако Осода. Оба - дипломанты международных конкурсов, с опытом выступлений как в составе филармонических оркестров, так и на правах солистов. А маэстро Вольнье, ко всему прочему, еще и действующий преподаватель в Institut Supérieur de Musique et de Pédagogie (г. Намюр, Бельгия). Казалось бы, при подобном раскладе не миновать столкновения амбиций. Ничуть не бывало. Маститые профессионалы согласились сделаться "чистыми листами" в руках Нобана, доверившись его гармоническому мышлению. Результатом взаимодействия троицы явился изящный и строгий альбом "Calligraphie".
Стартовая фаза программы ("Courants Salés") хорошо иллюстрирует исповедуемый автором принцип "поперечного сечения". С одной стороны - задающие ритмический импульс фортепианные остинато, с другой - благородство виолончельных линий и виртуозные, предельно эмоциональные скрипичные выпады. Ароль по максимуму использует свои навыки в области музыкальной теории, искусно фланируя меж политональностью и активными унисонными скачками. При этом вспоминаются легендарные ветераны Julverne. Однако у Cardamome Trio собственная система координат, отличная от многих. В "Légende Marine" ощущается влияние Эрика Сати: величественно-мрачные морские пейзажи, рисуемые пиано-аккордами, периодически взрываются вспышками струнных молний, но по истечении седьмой минуты картина с медленной неизбежностью тонет во мраке ночи... В заглавной пьесе функциональная chamber-палитра разбавляется элементами world music неопределенной географической принадлежности; своего рода ребус для любителей энигматики. Колоритный эпос "White Bear" базируется на привычном для Нобана тождестве взаимоисключающих понятий: лирическая рефлексия с оттенком меланхолии оборачивается безудержным танцем на осколках мечты. Да и "Like a Prelude" могла бы сойти за оду чистому романтизму, кабы не остро отточенное самурайское вмешательство мадемуазель Осоды. В "Crépuscule" мастермайнд Ароль показывает характер. И хотя дуэт его сподвижников по-прежнему атакует передние планы, заглушить до конца раскатистый неумолчный монолог фоно он, пожалуй, не в силах. Выразительный 9-минутный финал "Pont n°7" выдержан в драматическом русле, и все же не лишен проявлений экстравагантности вкупе с едва уловимыми проблесками джаза.
Резюмирую: блистательный художественный акт, абсолютно далекий от рок-территорий, но при том способный дать фору приверженцам "электричества". Очень рекомендую. 

4 комментария:

Silver Iris комментирует...

Ещё драгоценная жемчужина в коллекцию!) Да, наверное, Бельгийцам дарован особый музыкальный талант. Необычайно красивые, взрывные, чувственные композиции! И ведь редко так случается, чтобы всё подряд было шедеврально. А здесь, в унисон музыке, сердце надрывно сжимается и... словно проступают воспоминания о том, чего и не было.. или было, но в какой-то иной жизни... Готические анфилады звуков и шелест ангельских крыльев на лету.. Маэстро Ароль Нобан своего добился :) Очень понравилось всё. Спасибо, Сереж, за столь дивную подачу

Сергей Уваров комментирует...

Спасибо за столь развернутый отзыв, Риш. Рад, что тебе понравилось.

Влад Василь комментирует...

Это божественно! Даже не знаю, как определить стилистику. Равно как и то, с кем можно их сравнить. Это куда ближе к академической музыке, чем к року или джазу. Получил несравненное эстетическое удовольствие.
Кстати, это их единственный альбом? Нигде не могу ничего выяснить о них.

Сергей Уваров комментирует...

Влад, мне очень приятно, что Вы оценили данный альбом. К року он и впрямь никакого отношения не имеет. Да и незачем пытаться классифицировать явление, не нуждающееся в ярлыках.
Пока это единственное творение бельгийцев. А информацию о них, кроме нескольких франкоязычных рецензий, найти и впрямь сложновато.

С уважением,
С.