30 сент. 2018 г.

Travelling "Voici la nuit tombée" (1973)


Француз Ив Хассельман (р. 1948) – человек до крайности любознательный. Музыкант, художник, мыслитель... Шести лет от роду начал обучаться игре на фортепиано. В университете специализировался по философии и параллельно участвовал в деятельности ансамбля The Pop Jazz Quintet. Надо сказать, от сонма институтских групп-однодневок Ив со товарищи отличались профессиональным отношением к делу. Здесь решались по-настоящему творческие задачи и удовлетворялись ранние композиторские амбиции. В какой-то момент ребятам удалось записать и издать сингл "Réfraction / Dypy Blues", однако на том всё и закончилось. В 23 года Хассельмана захватила живопись. Круг знакомств пополнился молодыми абстракционистами, впрочем о мире звуков Ив также не забывал. К традиционному джазу добавилось увлечение прогрессивной рок-музыкой. А ускоренное развитие электроники соблазняло магическим путешествием над практически безграничным океаном мелодии. В общем, свой четвертьвековой юбилей маэстро праздновал уже в компании басиста Жака Гуре и ударника Роджера Громийо. Вместе они составили трио Travelling, где единственным автором, клавишником и вокалистом значился наш герой. Бригаду приютил независимый лейбл Futura Records с конторой в Париже. И благодаря широте взглядов его владельца, мсье Жерара Террона, новоявленному конгломерату посчастливилось выпустить пластинку, о которой хотелось бы замолвить словечко.
Первую сторону лонгплея оккупировала титульная 20-минутная сюита "Voici la nuit tombée". По ней вполне можно судить о сложном, мятущемся характере господина сочинителя. Салонная чопорность вступления – не более чем обманка. От старинных гавотов и вальсов тут абсолютно ничего нет. Зато имеется интеллигентная кентерберийская повествовательность с оттенком психоделии, мягкими пиано-аккордами и переменчивым настроением "Хаммонда" – от резкого фузза до приятного округлого тембра. Само собой разумеется, в средней части нас ожидают акустические джазовые параболы, благо ритм-секции вольготно работать и в таком режиме тоже. Далее наступает короткий черёд смурных авант-закидонов. После – торжественные органные раскаты, фрагментарная фьюжн-перепалка + постоянные переходы от сумятицы к идиллии и наоборот. За меланхолическими песенными откровениями Хассельмана маячит тревожное беспокойство:  точно стенки шансонных блоков разъедает агрессивная готическая ржавчина. Определённо, есть о чём призадуматься. Произведение под вывеской "Flamenco" – ещё один кукиш в кармане, дикое измывательство над испанскими мотивами. Форсирует цепочку событий стремительная и вёрткая дилогия "Passo" / "Soleil". Невзирая на ведущую роль фоно, в этой связке прога больше, нежели у иных "тру-прогрессоров". Этюд "Tout сompte fait" – вторжение Ива на территорию камерного импрессионизма, без поддержки коллег. Претенциозно и в равной степени убедительно; чувствуется отменная базовая подготовка. Продолжением выступает номер "Shema". Присутствие ударных и баса сообщает картине драйв, а в голосовых стенаниях фронтмена проглядывает нечто этническое, заставляющее вспомнить модную на заре 1990-х тему Enigma ‎"Return to Innocence". Такой вот любопытный финал.
Резюмирую: своеобразный экспериментальный прожект в джаз-роковых тонах. Оригинальный и небезынтересный, но не для каждого. Ценителям нестандартных проявлений canterbury-арта – на заметку. 


Travelling

Комментариев нет: