Hugh Banton "Gustav Holst. The Planets" (2009)


В семействе Van der Graaf Generator у Хью Бэнтона особая роль. Рыцарь мелодии, он всегда стремится облагородить мрачновато-экспрессивные выкладки харизматика Хэммилла. И этот уникальный союз функционирует - страшно сказать! - вот уже 45 лет. Сольное творчество мистера Бэнтона на редкость невелико: всего-то пара альбомов. Однако для завзятого интеллектуала они представляют самостоятельный интерес. Как ни крути, скромняга Хью - птица довольно высокого полета. В детстве он не бил баклуши, а усердно осваивал фортепиано. Будучи школьником, Бэнтон одновременно являлся учеником Перси Сандерса - органиста кафедрального собора в Уэйкфилде (Западный Йоркшир). Позднее, в силу пробудившейся страсти к электронике, наш музыкальный гений на правах инженера сотрудничал в корпорации BBC. Ну а с конца шестидесятых пристанищем мистера Бэнтона сделался "ансамбль песни и пляски" имени Ван дер Граафа. Впрочем, то лишь парадная часть биографии. Мало кто догадывается о редкостном хобби английского молчуна. Начиная с 1980-х он проектирует и конструирует цифровые органы. Свыше четверти века компания The Organ Workshop под чутким руководством Хью производит соответствующие агрегаты для храмов, актовых залов и домашнего обихода. Яркой же иллюстрацией на тему преимущества digital-инструментов над привычными трубчатыми колоссами служат авторские записи Бэнтона. Его стартовым опытом в данной сфере стала оригинальная транскрипция "The Goldberg Variations" И.С. Баха (2002). А в 2005-ом Хью решил замахнуться на британского классика Густава Холста (1874 - 1934), прославившегося симфонической поэмой "Планеты". Сочиненное в 1913 г. творение композиционно задумывалось как фортепианный дуэт. Впрочем, пятилетку спустя Холст собственноручно перевел "The Planets" на оркестровый язык. С тех пор масштабная сюита благополучно звучит в полифоническом варианте на всех странах и континентах. Бэнтон же, идя от противного, сильно усложнил задачу. В его распоряжении имелась набитая органами мастерская. И предстоял нелегкий труд по адаптации массивной сонической глыбы к исполнению в соло-формате.
Работа отняла у Хью два года жизни. В 2007-ом сессии завершились. И, смею заверить, увенчались они победой. Ветеран прогрессивного фронта сумел блеснуть тончайшим проникновением в суть замыслов Холста, а заодно продемонстрировал недюжинный артистизм и изумительное владение искусством аранжировки. Пользуясь собранной в The Organ Workshop богатой сэмплерной библиотекой, Бэнтон путем мультитрекинга создал мини-оркестр в одном лице. Саунд-диапазона широчайшего. От духовой до струнной и медной секций. Трудно представить, что вся эта мощь зарождается в недрах цифрового тон-генератора. По правде говоря, при знакомстве с содержанием о технической подоплеке акта не очень-то и вспоминаешь: столь велико стихийное очарование релиза с его удивительными гармониями, тембральными изысками и строго индивидуальными чертами каждого "планетарно-астрологического" цикла.
Поклонникам серьезной музыки - настоятельные рекомендации к неоднократному прослушиванию.                          

Комментарии

Elemento Musical написал(а)…
Muito bom. Gustav Holst compôs a melhor musica de todos os tempos. Sem dúvida que Holst é descendente dos deuses. Este trabalho de ressurreição feito pelo Hugh Banton é a melhor prenda de Natal que eu poderia receber.
Um grande abraço, meu caro amigo Sergei.

Luciano Craveiro
Sergei Uvaroff написал(а)…
Sim, Gustav Holst - um dos melhores compositores da história da música. Estou muito feliz que você apreciou este trabalho.
Влад Василь написал(а)…
Я не совсем понял, чем оно похоже на Хольста. Хотя... может я недостаточно хорошо знаю его наследие.
Альбом очень интересен. Редко такое слышу. С одной стороны, близко канонам академической музыки. С другой, трудно с чем-то спутать. Это не послушаешь для расслабления. Требует концентрации. Обязательно оставлю в коллекции. Хорошо помогает отрешиться от мира.
Спасибо!
Sergei Uvaroff написал(а)…
Ну, похоже хотя бы тем, что это произведение самого Холста, исполненное по нотам )) Другое дело, подход к аранжировке у Бэнтона весьма оригинальный. Однако сие, безусловно, в плюс интерпретатору.