1 дек. 2012 г.

Arzachel "Arzachel" (1969)


Мистификация, помноженная на стёб и массу "заморочек". Такова условная концепция данного художественного акта. Вот уже несколько десятилетий единственный альбом квартета Arzachel привлекает к себе все новые и новые полчища меломанов. Объяснить секрет этой записи с рациональной позиции навряд ли возможно. Да и ни к чему. Развенчание легенд - штука в высшей степени неблагодарная. Посему оставим как есть и обратимся к истории коллектива.
Декабрь 1967-го года. Учащиеся математического класса одной из лондонских школ Дэйв Стюарт и Стив Хиллидж формируют бэнд Uriel. Певцом и басистом становится Хьюго Монтгомери (Монт) Кэмпбелл. Ударника Клайва Брукса вылавливают по объявлению в газете Melody Maker. Согласно начальному плану, группа замышлялась как сугубо гитарная. Однако по прошествии времени Стюарт вводит в палитру орган и вскоре целиком отдается этому инструменту. Музыкальная техника вчерашних подростков развивается стремительно. Им уже по плечу совместные джемы с Джими Хендриксом, а также успешные клубные выступления. И хотя с выпуском пластинки Uriel особо не торопились, случай представился сам собой. По воспоминанию Хиллиджа, лонгплей затеяли смеха ради. "Кто-то вручил нам на день ключи от студии, ну и решили чуток приколоться на тему психоделии". Запечатленный материал пролежал на полке больше года. За это время Стив оставил друзей и отбыл на учебу в Кентерберийский колледж, а прочая троица сколотила прог-бригаду Egg. В 1969 г. пленку издали под названием Arzachel (Арзахель - кратер на видимой стороне Луны, близ нулевого меридиана). Дабы избежать нарушения контрактных обязательств, обложку украсили вымышленными именами участников (Симеон Саспарелла - гитара, вокал; Ньероги Гатегака - бас, вокал; Базиль Даулинг - ударные; Сэм Ли-Уфф - орган), снабженными уморительными биографическими деталями. И кануть бы этой работе во тьму забвения, если б не усилия коллекционеров с толстыми кошельками. Благодаря им дебютный диск Arzachel по-прежнему на плаву.
Программа движется поступательно, с каждой последующей пьесой наращивая обороты и хронометраж. От мотивно-напевного старта "Garden of Earthly Delights" с водянистым джазовым колоритом четверка свершает крен в область астрально-мистического гимна ("Azathoth"), подвергаемого по ходу действия авангардной ломке. Мелодического пика проект достигает в фазе "Queen St. Gang" - невероятно сексуальной штучке, завораживающей "хаммондными" пассажами Стюарта (к слову, авторство вещицы принадлежит британскому телевизионному композитору Киту Мэнсфилду). Абсурдная фреска "Leg" - рейд на территорию тяжелого блюза. Схожего уклона придерживается и "Clean Innocent Fun", крест-накрест расшитая затяжными органно-гитарными соло и чеканными риффами. Финал сей драмы сумасбродно жуток. 16-минутная шизо-сюита "Metempsychosis" способна вытянуть жилы из кого угодно. Ярость прото-харда ввергаетсся здесь в вязкую трясину психо-массы, сопровождаемой эффектными потусторонними хоралами, низкочастотными пульсациями баса, шквалистыми "Хаммонд"-атаками и другими проявлениями чертовщины, за которой мерещатся довольные ухмылки лохматых английских пересмешников.
Резюмирую: рекомендуется поклонникам кентерберийского рока (в частности, команд Khan, Egg, Gong, National Health, раннего Стива Хиллиджа), а равно и тем, кого интересуют нестандартные опыты со звуковыми формами.  

2 комментария:

30277 комментирует...

ретроспективно они интересны (как кстати и Uriel), но музыкально не дотягивают до Khan, Egg, National Health.

Марк

Sergei Uvaroff комментирует...

Все правильно. Но с чего-то надо было начинать