10 нояб. 2011 г.

Bo Hansson "Magician's Hat" (1972)

Корифей шведской прог-сцены Бо Ханссон (1943-2010) начал музыкальную карьеру в конце пятидесятых. Самостоятельно освоив гитару, одаренный парнишка влился в ряды стокгольмской формации Rock-Olga. Затем наступило новое десятилетие, принесшее с собой моду на блюз. Маневрируя в духе времени, Ханссон учредил бэнд The Merrymen, пользовавшийся успехом в странах Скандинавии. Позже в его жизни обозначилась джазовая полоса. Под влиянием американского органиста Джека МакДаффа Бо переключился с гитары на "Хаммонд", и вскоре уже не разумел свое существование без клавишных... Далее были сверхудачный проект Hansson & Karlsson и работа в составе прог-фьюжн коллектива Fläsket Brinner. Тем не менее прославился Ханссон именно в качестве сольного исполнителя.
О новом шведском феномене заговорили сразу после выхода дебютной пластинки Бо "Sagan Om Ringen" (1970), инспирированной культовой трилогией Дж.Р.Р. Толкиена "Властелин колец". Спустя два года британский лейбл Charisma издал это творение под общеупотребительным англоязычным названием "Lord of the Rings". Не остались в стороне и Штаты, где за выпуск и распространение альбома отвечала контора Sire Records. И покамест мир наслаждался замысловато приготовленным деликатесным рок-блюдом, энергичный мультиинструменталист Ханссон в компании друзей уже заканчивал второй условно сказочный магнум-опус "Шляпа волшебника"...
От атмосферных структур релиза-предшественника "Magician's Hat" отличается густой и сочной фактурой. Действуя так, словно жаждет уместить в хронометраж лонгплея все сколь-нибудь любимые им жанры, затейник Бо сочиняет одиннадцать пьес, образующих весьма нестандартную мозаику. Какие-либо аналогии здесь бессмысленны. Мелодический язык Ханссона вызывающе оригинален, особенно для тех, кто привык к классическим линейно-поступательным схемам развития музыкальных произведений. Не надейтесь на милые прото-прогрессивные песни, необарочные красивости, тихие фолковые наигрыши и прочие англоманские штучки. У Ханссона все иначе. Выступая в путь под гладкое унисонное звучание духовых (Гуннар Бергстен - саксофон, флейта), гитары (Кенни Хоканссон), ударных (Руне Карлссон) и клавишных, мастермайнд уподобляется малолетнему шалуну, который вместо одного сорта мороженого выбирает дикое множество. И эта эклектика понравится отнюдь не каждому. Бодрые "деревенские" хоры, сальса, джаз-рок, вычурные перкуссионные ритмы a la африканское сафари + разнообразные психоделические "фенечки" - такова примерная картина открывающей сюиты "Big City". В "Divided Reality" наш весельчак забавляется с предметными вестерн-изысканиями в ключе "ковбойских" саундтреков Эннио Морриконе, наслаиваемыми на арт-фолк сугубо северного происхождения. Легкой психоделической прохладой веет от этюдов "Elidor" и "Before the Rain", где на ведущих ролях флейта Стина Бергмана и сакс Гуннара Бергстена. Короткометражка "Fylke" вкупе с монотематическим шаблоном "Playing Downhill Into the Downs" - своего рода прелюдия перед зачумленным ЛСД-трипом, поджидающим нас в "Findhorn's Song". "Кислотными" моментами пронизаны и последующие главы повествования ("Awakening", "Wandering Song"). Апофеозом же энигматики можно считать развернутую зарисовку "The Sun (Parallell or 90°)", базирующуюся на джазовой платформе. Финал "Excursion with Complications" - безумный калейдоскоп из вышеперечисленных элементов, достойный водворения в гипотетическую прогрессив-роковую кунсткамеру.
Резюмирую: комплексное, богатое нюансами и скрытыми деталями концептуальное полотно, далекое от устоявшихся арт-стандартов. Невзирая на экспериментальную направленность "Magician's Hat", я все же осмелюсь посоветовать программу для расширения кругозора тем, кто серьезно интересуется различными проявлениями европейского интеллектуального рока периода семидесятых.

1 коммент.:

Анонимный комментирует...

Замечательный музыкант.Альбом очень хороший