С возникновением Continuum в пространстве британской музыки заиграла неслыханная прежде волшебная гамма. Критики по достоинству оценили безымянный лонгплей квартета, изданный в 1970-м. Однако первый состав ансамбля к изумлению многих распался. Мастермайнду Continuum, венгерскому инструменталисту Йоэлю Шварцу (гитара, флейта, гармоника, рекордер, саксофон), пришлось отстраивать фундамент заново. Избегая повторов в деталях, маэстро рискнул сменить камерное амплуа на нечто более современное. Единомышленниками его стали Тим Райс (орган, фортепиано), Питер Биллэм (бас, электрогитара) и Харви Труп (ударные). Коллективный прорыв в сакральную геометрию звуков преследовал вполне конкретную цель: нащупать связующие нити меж творческими методами елизаветинского образца и характерными приемами представителей джазового лагеря. Из пыльного филармонического чулана извлекли на свет сочинения Уильяма Бёрда (1543-1623) и Генри Пёрселла (1659-1695). Башковитый клавишник Райс добавил сюда же собственные наработки. А не менее смекалистый Шварц занялся подготовкой аранжировочного каркаса. Испытательным полигоном сделали сцену. Задействованные в качестве подопытных зрители "проглотили" наживку. И даже попросили добавки. Вот тогда-то шеф-повар Йоэль и собрал коллег на студийной кухне...
Знаменосцем встречи двух миров выступает "Byrd Pavan". Созвездие барочных элегических ноток (флейта + орган) постепенно укрупняется, акцент смещается в сторону ритма. И вот уже басит на все лады аккуратист Биллэм, орудует щетками и палочками ударник Труп (сердечно извиняюсь, но из песни, то бишь фамилии, букв не выкинешь...), развивает активность "Хаммонд" и реют солидно над всеобщим грувом духовые пассажи гармоники да сакса. Сомневаюсь, чтобы господа Бёрд и Пёрселл одобрили подобное измывательство над многострадальными своими творениями. Зато прогрессивной журналистской братии оное крайне приглянулось (заинтересованных отсылаю к подшивке рецензий из газеты "Melody Maker" за 1971 год). Continuum же для комплекта ухватили покрепче эпизод из Ре-мажорного гитарного концерта Антонио Вивальди, а после отдали его на откуп гостям - Кену Фримену (синтезатор) и Ричарду Хартли (пиано). Дабы не сильно возмущать традиционалистов, лид-партию на нейлоновых струнах исполнил Йоэль. Последний, конечно, при всем желании не Андрес Сеговия и не Джон Уильямс, оттого ставкой, в противовес технике, служит душевность (с этим фактором у Шварца порядок). 11-минутная пьеса "Overdraft" символизирует удовлетворение композиторских амбиций Райса. Определенно, замечательный вариант для разгула фантазии. Призрак сонатной формы здесь периодически бросается на джазовую амбразуру, а шальные авангардные завихрения после неизъяснимых бурных порывов скукоживаются до размеров умиротворенных пианиссимо... Самое вкусное, как водится, отложено напоследок. В грандиозном титульном магнум-опусе затейник Йоэль оттеняет пришлых аккомпаниаторов в угоду старой гвардии. И на арене появляется line-up предыдущего созыва: гитарист Джон Уоррен, контрабасист Майк Харт и драммер Дик Уайлдмен. Разудалые ветераны, при поддержке виолончелистов The Olympus Strings, учиняют кромешный chamber-prog с заскоками в область фьюжн. Мероприятие авантюрное, коварное и куражистое, с массой всевозможных нюансов. Вот только жаль, продолжения не случилось...
Резюмирую: оригинальная арт-находка для истинных почитателей жанра. Пропускать не рекомендуется.
4 комментария:
дивный альбом. один из тех (редких!) случаев, когда сталкиваюсь с совершенно мне незнакомой группой из 70х и получаю огромное удовольствие.
любопытно, знали ли о работах Yoel Schwarcz его соотечественники After Crying? что-то подсказывает, что музыка Continuum вполне могла послужить одним из источников вдохновения для Csaba Vedres и Kristóf Fogolyán.
Марк
Очень рад, Марк, что наши взгляды на пластинку совпадают. Проект даже по тем временам звучал оригинально. Тем удивительнее факт его абсолютного забвения подавляющим большинством меломанов.
Касательно After Crying сложно что-либо сказать. Быть может, творчество Шварца и не прошло мимо Чабы Ведреша и К. Однако, кто знает, как оно было на самом деле...
Интересно, тот самый Тим Райс это просто тезка? Или таки он? Хотя, вряд ли. "Тот самый", насколько помню, не блистал именно как музыкант.
Альбом очень здоровский. Особенно радует подбор инструментов. Ярко. А на то время, и необычно. По крайней мере, не слишком распространенно.
Музыка на любителя. А я и есть любитель. Наслаждаюсь!
many thanks
Отправить комментарий