29 янв. 2015 г.

Hoelderlin "Hoelderlin" (1975)


От поэта-романтика Фридриха Гёльдерлина (1770–1843) им досталось не только имя, но прекрасно развитое чувство изящного и способность воспринимать мир во всей его полноте. Вдобавок ансамбль из немецкого города Вупперталя не боялся кардинальных стилевых перемен, равно как и свободного курсирования меж германоязычной лирикой и английскими текстами. На начальной стадии существования (периода дебютной пластинки "Traum", 1972 г.) тон сочинениям Hoelderlin задавала традиция. Сильное влияние фольклора + голос вокалистки Нанни де Рюг то рождали сказочно-отрешенную, несколько меланхоличную атмосферу, то, напротив, ввергали слушателя в круговорот полуакустического угара. Критики приняли альбом замечательно. Однако творческие разногласия с менеджментом не позволили группе продолжать действовать под крылом лейбла Pilz. В итоге новым пристанищем Hoelderlin сделалась прогрессивная штутгартская контора Spiegelei. Тем временем лидер проекта Кристиан фон Грумбков (гитара) пересмотрел собственные взгляды на композиционную стратегию бэнда. Удалив поющую супругу на заслуженный отдых, он задрал планку и склонил коллег к эксперименту в ключе симфо-арта. Идею поддержали. И без того крепкий состав усилили гостями - духовиком Зевсом (Birth Control), кларнетистом Норбертом Якобсоном (Release Music Orchestra). А вездесущий электронщик Конни Планк, выведший в люди Kraftwerk, помимо инженерных обязанностей исполнил эпизодические синти-партии. Конечный результат понравился многим. И это закономерно, ведь Hoelderlin отважились потягаться в ремесле с британскими корифеями калибра Genesis. Надо признать, получилось великолепно.
Канва инструментального полотна "Schwebebahn" зиждется на интересном сочетании: взвинченная ритмико-мелодическая фактура + драматизм. За последний несли ответственность клавишник Йоахим фон Грумбков и альтист Кристоф Ноппенай. Вышло свежо, мощно, даже оригинально. История с милым названием "I Love My Dog" повенчала старомодную фолк-канву с электрическим напором прогрессив-рока (Кристиан вволю побаловался дисторшн-фишками, а Зевс внес приличную саксофонную лепту). Хэккеттовскими нотками пронизано вступление комплексной вещи "Honeypot". Впрочем, тевтонам нет особой нужды копировать ребят с Туманного Альбиона. Стандарты симфо-прога попросту меркнут рядом с гибридом из авант-джаза, эстетских камерных виньеток и непостижимо привлекательного философского дарк-арта. Симпатичная миниатюра "Nürnberg" проливается теплым соническим дождем. Конечно, певец из Йоахима так себе (тембрально напоминает флойдовского органиста Рика Райта), зато в искренности ему не откажешь. Суммой вышеуказанных производных служит 17-минутный эпик "Deathwatchbeetle": тут вам и откровенно "генезисовская" театральность, и небесной чистоты струнные пасторали, и звучная полифония, и виртуозный фортепианный рисунок в духе Рахманинова, и даже мимолетные психоделические обертоны космического плана. На "сладкое" – концертная версия того же "Deathwatchbeetle", сыгранная коллективом в 1974 году.
Резюмирую: эталонного свойства релиз, который можно смело рекомендовать молодым прогрессорам в качестве учебного пособия. Пропускать не советую.    


Hoelderlin

2 комментария:

Влад комментирует...

Качественно. Но! Собственное звучание отсутствует как класс. Я не нашел тут ничего, что выделило бы этот альбом из кучи подобных. Неплохо и не более.

Сергей Уваров комментирует...

Ну, не знаю. Мне - так очень понравилось. А вот следующий их релиз, "Clowns & Clouds" (1976), показался весьма скучным и стандартным.