Al Basim "Revival" (1979)


В необъятности прогрессива есть своя прелесть. Вроде бы десятки лет подвизаешься на поприще музыкальных раскопок, а конца и края не видать. Время от времени возникают малоизвестные имена, пластинки-фантомы и прочие интригующие вещи, заставляющие отчаянно колотиться меломанское сердце не первой свежести. Совсем уж экзотический экземпляр из находок подобного рода - альбом "Revival" иракского композитора/гитариста Аль-Басима. Информация об этом артисте скудна до чрезвычайности. Из доподлинно выясненного: родился в Багдаде. В 1970 году организовал подростковый фолк-ансамбль на базе молодежного центра городка Аль-Адамия. Исполнительская манера нашего героя во многом сформировалась под влиянием тамошнего гитарного гуру Ильхама аль-Мадфи, сотрудничавшего с самим Полом МакКартни. Ежели домысливать остальное, картина выстроится так: случайное знакомство с отдельными шедеврами британских корифеев прог-рока становится судьбоносным для Басима. В силу разросшегося энтузиазма он бросает педагогику и переключается на чистое творчество. Сочинения молодого иракца улучшаются раз от раза. Когда же качество произведений начинает соответствовать требовательным запросам автора, решение созревает автоматически. Дальше покупается билет на самолет американских авиалиний. И в 1978 году чернобровый арабский мужчина с пронзительным взглядом отправляется покорять Штаты. Удача на его стороне. Аккомпанирующий состав набирается из опытных сессионщиков - саксофониста Джорджа Кита, флейтиста Дэвида Рескина (The New England Conservatory Ragtime Ensemble), басиста Джона Старретта, ударника Фила Картера. Гитара и продюсерские функции - непосредственно в ведении маэстро. И с дебютом ситуация неплохая. Отличные отзывы в журнале "The Fact" (диск помещен в годичный Top-20 по разделу прогрессива), лонгплею придается культовый статус. А затем - тишина на долгие десятилетия. Эпизодические хвалебные упоминания в печати (к примеру, в книге "3001 Record Collector Dreams" старого хиппи Ганса Покоры) погоды не делают: "Revival", невзирая на название, подернут кисеёй забвения. Попробуем разрушить тяжкую цепь молчания.
Пять номеров программы органично сочетают в себе этническую иррациональность Востока и жесткий фьюжн-прагматизм Запада. Так, 12-минутный опус "History of the World" ставит знак равенства между микрохроматикой и взвешенными структурами гитарного арт-рока. Лирическая направленность трека "Poitiers", в коем главная роль принадлежит флейте мистера Рескина, невольно ассоциируется с выразительными художественными идеями Марко-Антонио Араужо. Ажурная духовая пастораль "Souvenir" и вовсе соткана по канонам камерной музыки: яркая демонстрация внушительного композиторского потенциала Аль-Басима. Анекдотический эскиз "One Camel in Alaska" гарантированно понравится любителям знойных ориентальных авантюр: пьеса под завязку напичкана характерной плясовой ритмикой Месопотамии. Закрывает панораму этюд "Open Space" - успешная попытка арабского фольклорного вторжения на авангардную территорию фри-джаза.
Резюмирую: оригинальный и по большому счету беспрецедентный акт звукового искусства, достойный внимания прогрессивно настроенной аудитории. Пропускать не советую. 

Комментарии