15 нояб. 2014 г.

Fusioon "Fusioon" (1972)


Испанская прог-сцена семидесятых – совершенно отдельная история. Тут, конечно, присматривались к передовым достижениям британцев, перенимали опыт, но при том не забывали о собственных корнях. Благо каждая из национальных провинций могла похвастаться уникальными песенными традициями. Впрочем, пусть другие занимаются рассуждениями общего порядка по данному вопросу. Мы же оставим в покое теорию и сосредоточимся на вполне конкретном объекте – квартете Fusioon. Зародился ансамбль в городке Манреса – духовном оплоте каталанской культуры. Здесь в конце 1950-х годов возникло музыкальное движение Nova Cançó, символизирующее возрождение глубинных региональных пластов. И с этим направлением был тесно связан основатель бэнда Fusioon – композитор/клавишник Манель Камп. Его соратниками стали: родной брат Жорди Камп (бас), Марти Брунет (гитара, синтезатор), Санти Ариса (ударные, перкуссия). Любопытно, что на первый альбом не вошло ни одной авторской вещи от непосредственных участников коллектива. Большей частью дебют состоял из реаранжировааных Манелем совместно с Казасом Аухи популярных мелодий. Но то, как это было сделано, дорогого стоит.
В 35 минут звучания четверка 'фьюжионеров' умудрилась вложить немалое количество хитроумных композиционных маневров, тщательно просчитанных инструментальных комбинаций да и попросту превосходной игры. В открывающей пьесе "Danza Del Molinero" наряду с джаз-роковым ритмическим базисом явственно различимы почвеннические тенденции. Группа действует на редкость искушенно, не боясь смешивать в разнообразных пропорциях кардинально отличные друг от друга краски. Классические фортепианные ходы, наступательные приемы ударных и баса, несколько агрессивная гитарная подача + полифонические изыски барселонской оркестровой школы и толика прото-проговой органной эквилибристики. Эстрадно-фольклорная основа номера "Ya Se Van Los Pastores" проглядывает эпизодически, на уровне электрострунных пассажей Брунета. Остальное погребено под толщей сменяющих друг дружку замысловатых картин, где царят арт, джаз и флейтовые эскапады в стиле не то Герби Манна, не то Тийса ван Лира (в буклете исполнитель не обозначен). Трек "Ses Porqueres" сфокусирован на драйв-перекличке фоно с гитарой при мощной свингующей поддержке связки Жорди / Санти. В "Pavana Española (Siglo XVI)" маэстро Манель демонстрирует высший пианистический класс. Блистательная техника сопутствует чистой драматургии. В результате за три с хвостиком минуты перед нами без слов проносится законченное повествование – метароман, сжатый до формата миниатюры. Событийные коллизии вещи "Negra Sombra" колеблются от развернутых симфо-деталей до пространных лирических фьюжн-отступлений. Но и тут все емко, концентрированно, по существу, без ненужных заусенцев. В контексте сочинения "En El Puerto De Pajares" команда уделяет модному в те годы веянию, а именно – барокко-року. Налицо определенная схожесть с выкладками голландцев Ekseption. Тем не менее Fusioon смотрятся интереснее, хотя бы по причине ввода духовых в структуру произведения. Занятный этюд "Rima Infantil" выстроен как умозрительное знакомство Дж. Гершвина с испанской андеграунд-тусовкой. А финальная "El Cant Dels Ocells" смело адаптирует выразительный поп-мотив к сращиванию с безупречными джаз-, прог- и классик-сегментами.
Резюмирую: исключительно сильная работа, реализованная по-настоящему талантливыми людьми. Искренне рекомендую каждому меломану.

Fusioon