25 нояб. 2014 г.

Et Cetera "Et Cetera" (1976)


Четверо из пяти участников Et Cetera с начала восьмидесятых активно продвигались в песенном поп-направлении. Курьез или закономерность? Бог ведает. Однако не стоит забывать, что 1976 год прославил их качественно иным образом.
В ту пору интеллектуальная сцена Квебека переживала бум увлечения англичанами Gentle Giant. Для многих молодых исполнителей британцы воспринимались если уж не богами, то безоговорочными заочными гуру. Лишь единицы могли дерзновенно претендовать на попытку стать вровень с небожителями. Из породы таких вот умников оказались герои нашего обзора. Практически все члены Et Cetera имели за плечами классическую музыкальную подготовку, а потому их притязания на лавры преемников "гигантов" выглядели оправданно. Конечно, воспроизвести манеру GG дословно – не ахти какое достижение. Но ведь синкопированная ритмика вкупе с отсылкой к средневековью не является абсолютным ноу-хау коллектива братьев Шульманов. У ребят из Et Cetera хватило ума не просто взять на вооружение отдельные базовые приемы, а попутно озаботиться поисками собственного лица. Получилось ли? Давайте посмотрим.
В чем канадцам повезло, так это в наличии вокалистов обоего пола. Именно женственные лирические отступления Мари Бернар Паже (синтезатор, клавишные, голос) не дают автоматически изобразить знак равенства между, скажем, стартовой композицией "Et la musique tourne" и любой из пьес Giant. Помимо прочего, гитарно-муговые соло выполнены в почти традиционном для квебекского прог-сообщества фьюжн-ключе, что также не позволяет провести окончательную стилевую параллель. Сложнейшая архитектоника номера "Éclaircie" демонстрирует недюжинную фантазию автора – Дени Шартрана (синтезаторы, флейта, саксофон, вибрафон, вокал), и заодно – командное виртуозное владение инструментами. Усиленная джазовая составляющая вкупе с милым франкоязычным воркованием Мари спасает от подражательства вещь "Entre chien et loup". Концовка, правда, окрашена в необарочные цвета (клавесин, духовые, акустическая гитара), но сие нисколько не нарушает гармонического строения трека. Менестрельские мотивы уровня Jethro Tull проклевываются в бессловесном этюде "Apostrophe". Даже мощнейшие лид-партии Робера Маршана напоминают о бенефисных эпизодах Мартина Барре. И только сакс Шартрана обеспечивает фактуре сочинения необходимое фьюжн-равновесие. По-видимому, шульмановская театральная природа – не пустой звук для квинтета: уж больно знакомым кажется характер шансон-пантомимы "Newton avait raison". И вновь палочкой-выручалочкой для группы служит мадемуазель Паже: ее романтические голосовые упражнения защищают остальных от умозрительных нападок сердитых критиков. Очаровательна камерная сказка "L'âge dort". Тут уж их сложно будет упрекнуть в плагиате: тема оригинальна и выразительна. Кабы не финальное прог-сумасбродство "Tandem"... Хотя и у этого эксцентрического сюжета есть буфер в виде самодостаточной колыбельно-симфонической части...
Резюмирую: несомненно, грешащая вторичностью, и все-таки уверенная заявка на лидерство от молодых амбициозных артистов. A must have для поклонников Gentle Giant.

Et Cetera

Комментариев нет: