The Nice "The Thoughts of Emerlist Davjack" (1967/2003; 2 CD)


Об их роли в истории рока можно спорить до хрипоты. Кого-то The Nice интересуют лишь с точки зрения персонального композиторского трамплина Кита Эмерсона на пути к ELP. Других привлекает смелая реализация носившейся в воздухе зрелых шестидесятых идеи синтеза разнопородных жанровых основ в едином поле. Как бы там ни было, значение этого британского квартета по отношению к прогрессиву в целом переоценить сложно. The Nice не просто установили свежие музыкальные стандарты. Благодаря им обозначилось направление, развивать которое принялись Yes, King Crimson и прочие монстры ранней арт-эры. Сейчас даже странно сознавать, что изначально коллектив не предназначался для самостоятельной деятельности. Состав подбирали в качестве аккомпаниаторов активно гастролирующей американской соул-дивы Пи-Пи Арнольд. И только шумные пиротехнические шоу, устраиваемые нашими героями в разгар "лета любви" на престижных концертных площадках, позволили менеджеру Эндрю Луг Олдэму разглядеть в ребятах творческий потенциал...
Более интересного дебюта, нежели "The Thoughts of Emerlist Davjack", наверное, и желать было нельзя. Здесь парни выложились на полную катушку. Чего стоит вводная пьеса "Flower King of Flies", сочиненная под литературным влиянием Уильяма Голдинга с его знаменитой книгой "Повелитель мух". Оригинальное смешение 'саншайн'-попа, психоделии, ритм-энд-блюза и элементов прото-харда - для 1967 года подобное звучало откровением. Заглавная вещь - претенциозный сплав эстрадных мелодических находок в французском стиле, барочных клавесинно-органных пассажей Эмерсона, уверенной вокальной подачи Ли Джексона (бас, гитара, перкуссия) + зыбкое ощущение шального пира во время надвигающейся чумы. Ядреный блюз "Bonnie K." создавался гитаристом Дэвидом О'Листом при участии Джексона с явной оглядкой на Джими Хендрикса. Фуззовые струнные вспышки, второстепенная "хаммондная" поволока, смачная ритм-секция, а вдобавок - яростный певческий монолог зажатого в техноидные тиски субъекта. 8-минутная "Rondo" служит напоминанием о том, откуда "растут ноги" у будущих прог-грандов ELP. Тут затейник Кит, оседлав любимого конька, при посредничестве коллег берется наводить мосты между джазовыми пируэтами Дэйва Брубека и канонической "Toccata & Fugue" И.С. Баха. Надо признать, в умелых руках четверки формула срабатывает недурно. Пусть до эталонных опусов Эмерсона, Лейка и Палмера произведению - как до луны, однако все искупается экспериментальным стартовым характером предложенной схемы. Разухабистый рок-н-ролльный джем "War аnd Peace" при всей "мамонтовой" неповоротливости демонстрирует определенную пластику, ибо классицистские дежурные реплики проникают и сюда. Впечатляет также этюд "Tantalising Maggie" - разгульное психо-симфо с виртуозным строгим пиано-рисунком под занавес. Шизоидная конструкция "Dawn" напоминает овеществленный ночной кошмар, для порядка сдобренный дозой прогрессивного пафоса. Да и финальному номеру "Cry of Eugene" есть чем похвастаться в плане изобретательности: "кислотная" лирическая часть, ренессансные отсылки, громоздкая оркестровка - невероятно занятное сочетание.  
Из многочисленных бонусов (тут их на полтора диска) выделяются бравурная версия "America/Second Amendment" Леонарда Бернстайна, фантазия на тему коктейль-джаза "Sombrero Sam" авторства Чарльза Ллойда и компактная бахиана "Brandenburger". Хотя остальное тоже по-своему любопытно.
Резюмирую: весомое достижение английской рок-музыки поздних 1960-х, задавшее необходимую планку для иных художественных открытий. Рекомендую. 

Комментарии

Rochacrimson написал(а)…
Thank you for this great deluxe edition!
Sergei Uvaroff написал(а)…
You're welcome, Pedro.
367 написал(а)…
Please Re-up this !
367 написал(а)…
many thanks !!