9 июл. 2014 г.

Höyry-kone "Hyönteisiä voi Rakastaa" (1995)

Молот нордических богов, крушащий наковальню европейского прога. Чумная вакханалия в эпоху общего благоденствия. Все это Höyry-kone - безумный финский октет, сгруппировавшийся вокруг Юкки Ханнукайнена (вокал, синтезаторы, программирование). Очевидно, легких путей в музыке они не искали. Напротив, пробирались дремучими тропами авангарда к коллективному мелодическому императиву. Попробуйте интереса ради вообразить себе диковинную мешанину из камерных академических приемов, элементов блюза, техно, джаза, фолка и симфо-рока. Представили? А теперь выбросьте из головы. Ибо раскладывать на составляющие содержимое адского коктейля под названием "Hyönteisiä voi Rakastaa" - та еще задача. Единственное, что следует держать в уме, - фактор беспощадности. Höyry-kone не питают жалости к обывателю. Они - ядерная альтернатива цивильному классическому прогрессиву, самодостаточная творческая субстанция с широким набором композиторских полномочий. Ртутнокровное исчадье киберноида-демиурга пополам с jukebox'ом, коему проказницей-судьбой уготованы логарифмические игры со звуками. 
Собственно, иезуитская катавасия по-фински открывается с первого же трека, "Örn". Бездушные индустриальные ритмы перемежаются распевкой тенора в умозрительной ванной комнате, струнно-смычковым полифоническим нагнетанием атмосферы, похмельным гитарным угаром северной польки и антиэстетическим дисторшн-наполнением в финальной части произведения. "Raskaana" - вещь более цельная, но не менее странная: психоделический "кислотный" речитатив + спотыкающийся транс-блюзовый аккомпанемент с перерывами на сеансы невнятной истерии. Штудии воспаленного мозга продолжает "Hämärän Joutomaa" - прогрессивно ориентированный коллаж, вычурный альянс спейс-фьюжн-тенденций с зачатками пост-рока и минималистских изощренных секвенций гитарреро Туомаса Хоннинена. Стробоскопическое саунд-мельтешение в контексте этюда "Pannuhuoneesta" абсолютно оправдано: перед нами злобная сатира на клубную электронику девяностых - бессмысленную вереницу однообразных тонов с эффектом нарциссического отчуждения. После такого мотивная chamber-элегия "Luottamus" воспринимается глотком живой воды посреди выжженной инфернальной пустыни. Бескомпромиссный боевик "Kaivoonkatsoja" великолепен с точки зрения сонического рельефа: броневая холодная мощь RIO, помноженная на тренированную скрипично-виолончельную мускулатуру и гипнотическое ударно-басовое сопровождение. Рецептуру номера "Kosto" можно обозначить лаконичным словосочетанием "авант-чертовщина + театральщина"; думаю, расшифровки сие не требует. Зубодробительные риффы рассыпаны и по поверхности инструментальной штуковины "Hätä": своего рода страх и ненависть в Суоми. "Myrskynmusiikkia" - экстравагантный садистический вариант на тему жесткого альтерно-металла, объединенного с оперной арией. В завершающей "Hyönteiset" скандинавские фокусники по-прежнему методично сверлят черепную коробку бедняги-меломана, не оставляя никаких шансов на спасение...
Резюмирую: смелый музыкальный эксперимент на грани патологии и гениальности. Оценивать не берусь ввиду необычности формы. Знакомиться иль нет - решайте сами.

3 комментария:

Амчанин комментирует...

Непростая Музыка, даже для подготовленного слушателя...
Не всегда воспринимаю тексты на каком-то языке помимо английского, а здесь родной, суомский язык вписался так гармонично, что я даже не сразу и сообразил по-каковски поют.
Очень сильный Альбом!Фееричный!

Sergei Uvaroff комментирует...

Соглашусь со всем вышесказанным. И добавлю лишь, что вторая пластинка, на мой взгляд, звучит еще интереснее. В ближайшее время попробую осветить ее в блоге.

Анонимный комментирует...

достойный релиз. Mощнейший прог от скандинавов. Действительно, Univers Zero курят в сторонке бамбук от зависти. :-)
без сомнения ребята тайные ученики Давида Кросса. Нет слов. Величественно. Особенно Kosto - шедевр.
Благодарю много.