12 июл. 2014 г.

Höyry-kone "Huono Parturi" (1997)

За несколько лет "Паровоз" (именно так переводится название бэнда) из Финляндии сильно продвинулся вперед. Если диск "Hyönteisiä voi Rakastaa" (1995) по большому счету являл собой гимн эпатажу, то "Huono Parturi" ("Скверная парикмахерская") - не в пример более выдержанный и зрелый релиз. Сгинул невесть куда вокалист/синтезист Ханнукайнен. Одновременно из палитры улетучились техно-заморочки. В роль фронтмена пришлось вживаться скрипачу Топи Лехтипуу (к слову, получилось у него просто шикарно). И, как следствие, звуковые акценты сместились в сторону струнных. Расклад, в принципе, естественный, ведь в составе аж два гитариста (Туомас Хоннинен + Юсси Корккойнен), да еще виолончелист Марко Маннинен в придачу. Общее фото с буклетного разворота (шестеро парадного вида джентльменов, вооруженных классическими инструментами) может ввести в заблуждение. Но обманываться не стоит. Академической чопорности от Höyry-kone вряд ли дождешься. Мимикрируя под консерваторскую поросль, они эффектно осуществляют диверсии музыкального плана. Посему, знакомясь с содержимым второй программы северян, следует держать ухо востро и не вестись на провокации, коих тут предостаточно.
Начало альбома изумительно. Камерно-готическая месса "Beata Viscera" для тенора и виолончели завораживает буквально осязаемой атмосферой старины (оплавленные свечи в позолоченных канделябрах, стрельчатые арки и окна, гравированные портреты из обитых кожей фолиантов...). Однако последующий номер "Terva-Antti Ku Häihin Lähti" вносит в повествование изрядный элемент сумбура: кримзоидные электрогитарные игрища вкупе с шизо-металлическими скоростями эстетизма ради приправлены флейтово-струнной свистопляской, которой позавидовали бы и Univers Zero. "Karhunkaato" напоминает сумасшедше-стебный прог-мюзикл: лощеный оперный пафос подрывается затаенными ухмылками аккомпаниаторов (кульбиты от изысканной театрализации к жесткому заградительному драйву исполнены на "ура"); определенно, вещица с преогромной фигой в кармане. Зарисовка "Lumisaha" - забористый коктейль из брутальной прог-альтернативы пополам с короткими лирико-психоделическими отступлениями певца. Брасс-миниатюра "Baksteri" потчует нас шаловливой порцией ретро: бал здесь правит дух черно-белых комедийных лент, рожденных на заре кинематографа. Титульная пьеса колеблется в чрезвычайно широких пределах - от водевиля до убийственно-хладнокровного РИО; остается только шумно рукоплескать фантазии скандинавов. Размеренный мрачный этюд "Ullakon Lelut" - заезд на территорию дарк-фолка: глубоко, мощно и убедительно. Гипнотическая молотьба ударных Теэму Хоннинена при поддержке Петера Нординса (Anekdoten) в "Tottele" обрамляется скрежетом гитар и каучуковым дерганьем баса; тут и самим Tool есть чему поучиться! Винтажная chamber-меланхолия "Kala" по ходу действия обнажает суть: МДП в клинической стадии. Да и саблезубые хард-риффы "Laahustaja" без особого труда пробивают насквозь расписной филармонический декор. Финальная фреска "Laina-Ajalla" ясности тоже не вносит, ибо балансирует на грани медитативной вязкости и тяжкого горячечного бреда.
Резюмирую: комплексный, событийно насыщенный, лихо закрученный шедевр авангардного прогрессив-рока. Рекомендую тем, кто не чужд агрессивной зауми.  

6 комментариев:

Анонимный комментирует...

фантастическая группа изъ Финляндии!!! Именно всё так и есть как вы и описали: событийно насыщенный, лихо закрученный шедевр .Cлушал музыку и читал ваши описания - точно такие же ощущения . Супер талантливые ребята, не заскучаешь, и вокал не подкачал . Надо будет и первый диск оценить, надеюсь не разочаруюсь. Большое спасибо Сергей за ваши труды !

Sergei Uvaroff комментирует...

Всегда пожалуйста. Первый релиз выдержан в несколько ином ключе, но тоже по-своему интересен. Для расширения кругозора невредно ознакомиться и с ним.

Анонимный комментирует...

Согласен, надо было мне по порядку их слушать: Совсем другое настроение.
...на мой неискушенный взгляд "кабаре" многовато...
Но надо отдать должное, по-своему гениальное творение. Masterpiece!

Vladi Progoved комментирует...

Очень понравились. И это при том, что я в принципе не большой поклонник РИО. Особо стоит выделить вокалиста. Подкупает то, что он до последнего держится в рамках академизма и не срывается на откровенное ёрничество, хотя по сути они над этим самым академизмом чуть ли не открыто издеваются. Это как шутить с серьёзным лицом. А титульная вещь действительно сильная. Вроде бы стёб, но очень стильный, мне, кстати очень нравится там гитарная партия в самом конце. Любой, кто хоть однажды пробовал сочинять гитарное соло, я думаю, согласится, что в гитаристу не отказать. Кстати, и в предыдущем диске у него есть замечательное соло в "Luottamus". И ещё. Следующей их реинкарнацией, я так понимаю стала формация "Alamaailman Vasarat"?

Vladi Progoved комментирует...

Я там забыл указать, в чём именно не отказать гитаристу. Ну, конечно, в оригинальности.

Sergei Uvaroff комментирует...

Группа Alamaailman Vasarat была основана выходцами из Höyry-kone. Но говорить о какой-либо преемственности, на мой взгляд, не стоит. Стилистически это разные величины.