21 окт. 2013 г.

Hansson & Karlsson "Hansson & Karlsson" (1998)


Задолго до рождения проекта Bootcut (да и самого инициатора затеи Рикарда Шёблума), точнее - в 1966 году, все в той же Швеции создался небывалый прецедент. Боссе (в просторечии - Бо) Ханссон и Янне Карлссон задумали сыграть дуэтом. Казалось бы, что тут такого? Отвечаю: состав инструментов вкупе с оригинальным авторским подходом. Ударные + "Хаммонд" - вот весь арсенал. Скудновато? Отнюдь. Парни знали, на что идут. Да и отступать, в сущности, было некуда. У Ханссона за плечами оставался изрядно его утомивший ансамбль Merrymen. Карлссон... Второстепенный театральный актер, понимающий тщету усилий выбиться в премьеры. Собственно, если уж говорить начистоту, джаз увлекал Янне не в пример сильнее сценических подмостков. Так что выбор казался ему окончательным и бесповоротным. "Мы творили звуки и мелодии, которых прежде не слышал никто, включая нас самих" (Janne Karlsson). И это новаторство пришлось по вкусу многим. Очень скоро зачинатели минималистик-грува "раскрутились" не на шутку. Даже заезжие звездные гастролеры (Фрэнк Заппа, Cream, Jefferson Airplane, Джими Хендрикс) не упускали случая пригласить замечательный тандем выступить "на разогреве". Те не отказывались. Набирали опыт, призовые очки и, помимо неплохих барышей, зарабатывали авторитет. "Моя техника игры отличалась от любой другой" (Bo Hansson). Святая правда. Для Боссе, в рамках Merrymen терзавшего гитару и бас, преображение в органиста произошло естественно и спонтанно. Без всякого промежуточного этапа. Он, в отличие от коллег по цеху, не насиловал фортепиано и прочие клавишные, а как-то сразу воцарился за "Хаммондом", взявшись постигать "с нуля" премудрости взаимодействия с регистрами и педалями. Что получилось в итоге, думаю, объяснять не надо. На сегодняшний день Бо Ханссон - легенда и первопроходец скандинавского арт-рока, подаривший миру несколько прекрасных пластинок. Но вернемся во времена, когда Hansson & Karlsson потрясали умы любителей популярной музыки.
С 1967 по 1969 увидели свет три альбома прожекта. Наиболее успешный из них, дебютный "Monument", вошел на диск целиком. Финальная программа "Man at the Moon" (1969) представлена лучшей своей половиной (6 треков). Оставшаяся пара вещей - сингловая штучка "Canada Lumberyard" и 14-минутный концертный джем "I Love,You Love" c лонгплея "Rex" (1968). В принципе, для оценки драйва, мощи и мастерства горячих шведских ребят достаточно шести начальных номеров. Вступительный фьюжн-марш "Richard Lionheart" - явный источник инспирации для вышеупомянутого Шёблума; вкуснейший идейный микс и весьма лакомый кусочек для последующего цитирования. Как, впрочем, и психоделический вальс "Triplets" с его стихийными параболами эмоций. Есть здесь и коктейль-джазовый сегмент ("Tax Free"), и нарочитая ретро-гамма американо-эстрадного происхождения ("February"), и прогрессивные колебания от фолка к свингу и призматическим "кислотным" оттенкам ("Collage (Towards Brave New Goals – Unknown – Valsette)"), и куражистый органно-ударный танец, зажигательный и забавный ("H.K. Theme"). Дальнейшие эскапады демонстрируют преобладание "грувов" и экспериментальных психо-сентенций над стартовым мелодическим ориентиром, но и тут встречается достаточно всякого любопытного, о чем в двух словах не расскажешь.
Резюмирую: довольно недурственный сборник, напоминающий нам об одной из уникальнейших формаций прото-артовой эры. Пропускать не советую.   

2 комментария:

КаБэ комментирует...

...а чего....своеобычно....но главное слаженно и с душой всё сыграно...ничего подобного не слыхивал ранее...спасибо за разносол...очень, очень...

Sergei Uvaroff комментирует...

На здоровье. Рекомендую обратить внимание и на Bootcut - прямых идейных наследников Ханссона с Карлссоном (в блоге есть оба альбома).