21 авг. 2013 г.

Protos "One Day a New Horizon" [plus 2 bonus tracks] (1982)

Годом рождения ансамбля Protos следует считать 1977-й. Именно тогда два подростка из Чичестерской средней школы для мальчиков задумали содеять нечто на почве музыки. Звали юных джентльменов Рори Дафф (позднее - Ридли-Дафф) и Стивен Энскомб. Стоял обычный серый день, вполне по сезону. И покуда достопочтенный преподаватель английской литературы посвящал аудиторию в подробности биографии Генриха V, оба вышеупомянутых героя шепотом делились впечатлениями от творчества любимых ими Genesis...
Азы мастерства оттачивали дома. Да и концертной практике постепенно нашлось место: рестораны, свадьбы, семейные торжества, вечеринки служили университетами для Рори и Стива. Однако для полного счастья ребятам не хватало басиста с ударником. В 1981-ом дело, вроде, пошло на лад. Новобранцы Йен Карнеги и Найджел Риппон добавили драйва квази-симфоническим вещам соавторов. "Живьем" оно слушалось и смотрелось отменно. Но студийное сотрудничество отчего-то не желало складываться. Словом, поиск кандидатов продолжился...
Нил Голдсмит прибился к парочке в самый нужный момент. Уже вовсю сочинялись программные вещи, предназначенные к исполнению рок-составом. А, стало быть, потребность в драммере ощущалась предельно остро. Тут-то он и возник. С Голдсмитом парням действительно повезло. Мало того, что Нил обладал своеобразным гармоническим мышлением, так к тому же избегал всяческих подражательных приемов, предпочитая действовать в собственной характерной манере. В общем, группа Protos (невзирая на негласное лидерство клавишника Даффа) оказалась союзом трех индивидуальностей. И первый же их лонгплей "One Day a New Horizon" продемонстрировал жизнеспособность конгломерата.
Шесть инструментальных пьес дебюта интересны прежде всего подходом к мелодии. Здесь не нащупать глубины и предельной детализации фактуры, свойственной гроссмейстерам жанра. Восьмидесятые (пусть и ранние) наложили отпечаток на креативные взгляды трио. Вот, скажем, игровой номер "The Fugitive". При общей теплоте саунда тут явственно распознается синтетический привкус. Да и смикшировано сие, говоря условно, по правилам "новой волны": засилье клавишных тембров, поверхностные ударные, аккордовый бой по струнам... Правда, к середине пьесы Энскомбу позволяют развернуться, и этот любитель экспериментов потихоньку начинает оттягивать внимание на себя. Завершается же картина созерцательно-пасторальным сюжетом с примесью легкой грусти. Полифоническое великолепие "Thing of Beauty" (с меллотроновым бэкграундом) загублено по причине отсутствия необходимой арт-перспективы у продюсера/звукорежиссера Сэма Смолла (крайне жаль, что непосредственно ему доверили работу за пультом). Тем не менее определенного эффекта Рори и Кº удалось достичь. Если абстрагироваться от пост-производственных огрехов (включая небрежный ремастеринг), можно занести в разряд удач симфо-проговый опус "The Maiden", "офольклоренный" (в ключе Гордона Гилтрэпа) эскиз "Panamor", оркестровую миниатюру "Hunting Extremely Large Animals" (из серии "The Enid для бедных") и комплексный коктейль "New Horizon / Protos". На правах бонусов - симпатичный коллажный набросок "The Flea" образца 1981 г. и очень любопытная симфониетта "Variations on a Theme by Iain Carnegie" из сольного наследия Рори Ридли-Даффа (диск "Passing Decades", 2006).
Резюмирую: добротная прог-панорама, реализованная без претензий на шедевральность, но с душой и талантом. Советую ознакомиться.  

Комментариев нет: