Aranis "Made in Belgium" (2012)


Толчком к созданию пятого альбома Aranis послужили два разнополярных мотива. С одной стороны, ощущение гордости от факта принадлежности к бельгийскому народу, с другой - обида на соотечественников. Суть в том, что ведущих представителей направления new music, невзирая на их международную известность, в родной стране знают неважно. И дабы устранить досадный пробел, а заодно сыграть на чувстве патриотизма, Йорис Фанвинкенройе предпринял хитроумный маневр. Он разослал письма местным корифеям chamber-сцены с предложением соединить их творческие опыты в рамках общей программы. Реакция оказалась позитивной. И тогда шеф Aranis занялся отбором произведений. Дело предстояло нешуточное. Ведь жанры жанрами, а источники вдохновения, композиционное видение и авторские подходы у каждого разнятся. Следовало дать панорамный обзор характерных особенностей избранных лиц, попутно не перегнув палку с эклектикой. Задача не из простых, однако фокус удался на славу. Йорис с коллегами сумели воспроизвести в полном объеме набор индивидуальных методических отличий и при этом умудрились не разрушить целостность картины.
Вим Мертенс, Даниэль Дени, Роже Триго, Арне ван Донген и еще ряд знаковых имен, включая самого Фанвинкенройе. Наверное, только участникам Aranis с их смелостью, задором и недюжинным мастерством было под силу освоить столь оригинальную цепочку сочинений в контексте избранной схемы. От грозового, налитого контролируемой яростью, изобилующего прелюбопытнейшими нюансами авант-опуса "Nonchalance" Жана Кёйкена (Louise Avenue) действие сдвигается в сторону не менее эстетской дарк-авантюры "Le Feu", порожденной гением Ваутера Вонденабеле. Аккордеон, струнные, пиано, контрабас, флейта то сливаются в бушующей круговерти эмоций, то распадаются на одинокие кирпичики, формообразующие пространство сюжета. От приправленного синкопами номера "Inara" веет зловещей атмосферой ранних Univers Zero. Зато "Gentlemen of Leisure" пера Вима Мертенса развивается по принципиально иному сценарию, в плоскости модного кинематографического chamber-минимализма. Дополнительной "изюминкой" перформанса можно считать присутствие Трея Ганна (King Crimson, соло), углубляющего палитру звучанием touch-гитары. Рефлексивная тема "Where is Grommit?" обогащается партией другого авторитетного гостя - пианиста Пьера Шевалье (Univers Zero). "Le Mar t' Eau" Герта Вежмана - бесподобный альянс классицизма с элементами nuevo tango и немалой порцией интриги; великолепная пьеса, мастерски разыгранная ребятами из Aranis. В "L1" слушатель имеет шанс оценить собственную мелодическую перспективу затейника Йориса, а под причудливой вывеской "Bulgarian Flying Spirit Dances 2" развертываются горячие балканские страсти, помноженные на трезвый интеллектуальный расчет бессменного лидера UZ Даниэля Дени. Венцом сонических экспериментов выступает РИО-головоломка "Ersatz", почерпнутая из работы "Le Poison Qui Rend Fou" (1985) уникальных безумцев Present; достаточно броский финал, оставляющий по себе тонкое послевкусие.
Резюмирую: первоклассный вояж по излучинам бельгийского камерного прогрессива, дарящий массу незабываемых впечатлений. Настоятельно рекомендую.

Комментарии