2 апр. 2010 г.

Anders Helmerson "End of Illusion" (1981)

Вот вам загадка: если папа - пианист, а мама - пианистка, кто тогда сын? Думаю, ответ очевиден. На различных этапах своего профессионального становления швед Андерс Хелмерсон (р. 1959) перепробовал многое: юношеская увлеченность модальным джазом сменилась интересом к творчеству пионеров жанра фьюжн, затем на горизонте обозначились первые всполохи прогрессив-рока (в качестве саксофониста Андерс выступал вместе с командой Kung Tung, возглавляемой Петером Брюнгельссоном - будущим лидером Ragnarök), а там уж было рукой подать и до классиков - Стравинского, Равеля, Бартока, Штокхаузена и иже с ними. К 1979 году Хелмерсон разрывался меж прог-роком, электроникой и симфонической музыкой. Отчаявшись выбрать что-то одно из комплекта, маэстро решил двинуть по пути синтеза жанров. К тому моменту в загашнике у него скопилась парочка добротных идей, требующих скорейшего воплощения, и с этим скромным интеллектуальным багажом Андерс направился в стокгольмскую студию Decibel...
"End of Illusion" записывалась частями, с неоднократными сменами аккомпаниаторов: чередовались басисты, гитаристы, ударники, и только мастермайнд пребывал в статусе величины постоянной. Лейтмотивом для разбитой на 14 пунктов инструментальной сюиты служила пророческая (по тем временам) мысль о погружении западной цивилизации в пучину компьютерных технологий, из которых человеку уже не вырваться на свободу. Венец творения в конечном счете - жертва порожденных собственным эгоистичным гением машин: таков неутешительный и вполне справедливый вывод умницы Хелмерсона.
Выражение концепции на звуковом уровне проистекает по-разному. Шведский кудесник не испытывает дефицита в арсенале изобразительных средств. Для нагнетания атмосферы индустриального коллапса используются возможности секвенсоров, но при этом Андерс не упускает случая продемонстрировать навыки клавишника-виртуоза. Шустрые "поливы" Мини- и Поли-Мугов а ля Рик Уэйкман устремляются в русло, где параллельно расцветают красочные фоновые поля, выпущенные на волю при помощи синтезатора ARP. Скоростные, сверхтехничные пианиссимо в теме "Rising Mind" впечатляют не меньше страстных пассажей Кита Эмерсона. Могучие слоеные аранжировки (String Ensemble + Mellotron + Fender Rhodes electric) захватывают фронтальные планы, вынуждая прочих ансамблистов держаться на почтительной дистанции по отношению к верховному жрецу проекта. Собственно, их и не замечаешь: эффектные, изобилующие нюансами соло Хелмерсона узурпируют саунд-пространство практически без остатка. Горячий скандинавский артист поистине неудержим, что, в общем-то, понятно и оправдано, ведь речь идет о бенефисе...
Подводя итог, скажу: в целом программа удалась. Яркие игровые моменты, занимательные электронные проекции и приемы (местами напрашиваются аналогии с опытами Эдуарда Артемьева), хитроумные джаз-роковые вставки, насыщенные оркестровые планы наверняка порадуют любителя неординарных артовых путешествий. А вот наличием лирических отступлений, в коих изредка возникает необходимость, "End of Illusion", к сожалению, нас не балует: маленькое, но обидное упущение. В остальном же достаточно сильный релиз, воплощенный с азартом, удалью и не без выпендрежа. Советую ознакомиться.

Комментариев нет: