28 мар. 2010 г.

Touch "Touch" (1969)

Touch - одни из пионеров прогрессива на американском континенте. Характерно, что творчество этого замечательного состава впоследствии служило надежным ориентиром некоторым именитым представителям жанра (так, отдельные пролонгированные опусы квинтета вдохновили на композиционные подвиги будущего лидера Kansas Керри Ливгрена). У руля команды стояли старые школьные друзья Дон Галлуччи (клавишные, вокал) и Джоуи Ньюман (гитара, вокал). Именно их сочинительские опыты и определяли затейливую палитру ансамбля. Другими участниками Touch на первых порах являлись вокалист Джефф Хоукс, басист Брюс Хаузер и ударник Джон Бардонаро.
Дебютная пластинка ребят по всем параметрам обязана считаться одним из классических альбомов прогрессивного рока. Насыщенные комплексные структуры Touch ковались с оглядкой на успех тамошних звезд психоделического толка (кстати, парни особенно не скрывали, что нестандартная мелодика большинства их вещей вызвана к жизни экспериментами с ЛСД и прочими галлюциногенными безделушками), но при этом в равной степени учитывались устойчивые каноны симфонической музыки и достижения передовых джаз-бэндов. Отсюда уникальное звучание Touch, отличное от современных им зачинателей интеллектуального рок-звена, действовавших в границах Туманного Альбиона.
Вступительный номер "We Feel Fine" без лишних расшаркиваний выпускает по слушателю мощнейший полифонический залп: чудаковатые переменные размеры, бравурные гитарные риффы, распевное многоголосие и драйвовые органные партии - отменная приманка для меломана. Накрапывающая акустика пьесы "Friendly Birds" вполне отвечает критериям пасторали по-американски: достаточно своеобразный сплав настроений при эксцентрично-подвижной основе. "Miss Teach" - очень штатовский по духу эпизод, настоянный на проверенных рок-н-ролльных ингредиентах. Идейный центр релиза - полноформатная прото-проговая драма "The Spiritual Death of Howard Greer", преподанная в артистическом ключе (развитие ее протекает в контексте натурального эпического арта, есть даже эпизодические обращения к традициям григорианского хорала). Нервозной атмосферой пронизан колоритный этюд "Down at Circe's Place": весьма оригинальное по замыслу, шизофренического типа произведение, после которого расслабленный фьюжн-коктейль "Alesha and Others" выглядит идеалом душевного комфорта. Впечатляет 11-минутный финал "Seventy Five", словно указующий грядущему поколению прогеров берега, от каких надлежит им отталкиваться: невероятный полистилический замес с бесподобными клавишными соло-проходами Дона Галлуччи. Из бонусов обращает на себя внимание инструментальное полотно "The Second Coming of Suzanne": эта обильно сдобренная меллотроном шикарная симфонетта задумывалась как саундтрек к некоей абсурдистской кинодраме, но так и не была использована по назначению. Может, и к лучшему, поскольку внутренний потенциал данной бессловесной конструкции позволяет говорить о ее самостоятельной художественной ценности.
Итог: увлекательный экскурс в славное прошлое воистину неординарного коллектива. Пропускать не советую.

7 комментариев:

mikfran комментирует...

A very important but overlooked prog album of the '70's. Thank You for sharing. Great blog by the way.

Сергей Уваров комментирует...

Many thanks for your comments. Your feedback is very important to me.
Sincerely,
S.

Анонимный комментирует...

Touch - великолепная группа!!! Так играть в 1969!!! Многие англичане просто отдыхают, а кто не отдыхает, тот нервно курит в сторонке :):) ИМХО! :)
Очень цельный альбом! Слушается на одном дыхании! В основе лежит психодел и это понятно, чем ребята вдохновлялись, тем более в буклете указано :). Но надо же так умело смешать психодел и симфо-прог (именно симфо-прог и это, повторюсь, в 1969 г.), что просто дух захватывает.
Сергей, ты пишешь, что на К.Ливгрена они повлияли, значит молодец, Ливгрен, правильную музыку слушал :). Но Канзасу далековато в музыкальном плане до Touch (ИМХО!!!!). Правда там большая временная разница (5 лет в то время, не кот наплакал!). Канзас - прекрасная команда, но по-моему, так до конца не определившееся, что они хотят играть, прог-рок или качественные мелодичные песенки :)
Спасибо за твою рецензию!!! Как всегда, талантливо и со вкусом написано!!! А главное, с любовью к музыке!!!
Ко мне попала эта пластина на CD, Эклектика, 2003. Я про Touch ничего не знал, но мой постоянный продавец (грамотный дядька) очень рекомендовал! Я поискал в Ин-те и на РИМе наткнулся на твою рецензию! И понял, надо брать! :):):) Спасибо!!! Фонотека пополнилась очередным шедевром!
Владимир (docart).

Сергей Уваров комментирует...

Спасибо за отзыв, Владимир. Согласен, команда замечательная. Причем они далеко не первые, кто ввел симфонические приемы в американском роке. Советую ознакомиться с дебютной пластинкой The New York Rock & Roll Ensemble. Эти бойцы уже в 1968-м выдавали качественный прото-арт на песенной основе.
P.S. У меня, кстати, такое же CD-издание 2003-го года. Знаю, что в прошлом году вышел ремастер, если не ошибаюсь, на Esoteric'е. Но охотиться за ним не буду: в плане саунда вариант от Eclectic весьма недурен.
Жму руку,
С.

Анонимный комментирует...

The New York Rock & Roll Ensemble. "Будем искать!" (с) :)
Touch на Eclectic'е звучит отлично, мне понравилось, как прописан диск!
Esoteric - просто продолжение Eclectic, когда они стали входить в лейбл ЧериРэд, даже оформление идентичное! Я думаю, переиздание Esoteric 2012 года что - это просто допечатка тиража Eclectic под новым лейблом.
Владимир (docart).

Игорь комментирует...

Считаю что слушать музыку нужно на том носителе, на котором она выходила изначально :) именно по этой причине у меня американский винил 1969 года, оформлен весьма нестандартно - конверт раскладывается посередине. А по музыке все уже сказано выше, остается лишь согласиться - отличный альбом!

Сергей Уваров комментирует...

К сожалению, не у всех есть счастливая возможность слушать музыку с оригинального носителя. Поэтому приходится довольствоваться CD-ремастерами.


С уважением,
С.