21 мар. 2009 г.

Ragnarök "3 Signs" (1983)

Гонка за временем чревата последствиями. И творчество шведского прог-ансамбля Ragnarök в данном отношении может служить уроком другим музыкантам. Приятные элегические пасторали, царившие на первой пластинке скандинавов, довольно быстро приелись самим создателям. Фольклорным красотам сказали твердое "нет", после чего был взят новый курс - на эклектику. Инструментальные диски "Fjärilar I Magen" (1979) и "Fata Morgana" (1981) с их калейдоскопическим содержимым (от хард-н-арта до психоделии и фьюжн-мотивов) более или менее оправдывали подобный подход. Однако при сотворении материала "3 Signs" знатные варяги из дружины Петера Брюнгельссона, похоже, перегнули палку с экспериментами. В итоге на свет появился альбом, после которого надлежало либо разойтись полюбовно, либо кардинально поменять ориентиры. Выбрали первое, и правильно. Ибо от старых добрых Ragnarök здесь практически ничего не осталось. Судите сами.
1) "Omen" – бездушные техноидные пульсации (передние звуковые планы отданы перкуссионным эффектам) сопровождаются вокальными экзерсисами, изрядно смахивающими на депрессивные стенания андроида-дегенерата. 2) "Dance of Spirits" знаменует собой вычурный альянс канонического спейс-рока с элементами "новой волны". Запрограммированная поступь ударных наслаивается на флойдоподобные космические переливы клавишных и тягучие позывные гитарного синтезатора (ответственный - Дан Йонссон). 3) "3 Signs" в оригинале - традиционная нордическая плясовая, но усилиями тандема Брюнгельссон—Йонссон она переиначена в сугубо электронную вариацию на тему развитого маразма. 4) "Anima" – довольно сумбурная композиция, окрашенная в неопсиходелические тона. 5) В "Mogadir" заводила Петер Брюнгельссон наконец-то воскрешает навыки сочинения мистических гитарных инструменталов. Правда, дело портят заунывные синти-аккорды, периодически вклинивающиеся в монолог. Что поделаешь - на дворе восьмидесятые! 6) "Snowman" – преломление мелодических решений предыдущего трека в нововолновом ключе с манерным (читай - придурковатым) пением в придачу. Провальная попытка содеять нечто модное. 7) "192" – до крайности монотонный синтезаторно-урбанистский джаз-рок в футуристическом обрамлении. 8) "Turning Wheel" – венец этого безобразия, комплексно-отрешенная рок-медитация, в которой изредка проглядывают прогрессивные корни истинных Ragnarök. Однако полутанцевальный ритм поганит ситуацию и здесь...
Такая вот странная музыка. Дальше что, спросите? Восемь лет молчания. Осторожное зондирование почвы посредством альбома "Well". А потом вновь тишина. И лишь в 2008 г. недурственным релизом "Path" ветераны заявили о своем возвращении к истокам. Будет ли продолжение? Поживем - увидим.
N.B. Запись сделана с LP.