Jean-Philippe Goude "Ainsi de nous" (1994)


При всем своем интеллектуальном размахе Жан-Филипп Гуд абсолютно не склонен к высокомерию. С равной степенью добросовестности он рассматривает любые варианты музыкального сотрудничества, будь то цойл-прогрессоры Weidorje, актер и поп-шансонье Рено, редакция спортивного телевещания (на счету Гуда тематические саунд-заставки для французской трансляции Олимпийских игр в Барселоне и Лиллехаммере) или же представители театральной богемы. Однако лишь в собственном творчестве маэстро по-настоящему свободен, глубок и изящен. В 1992-м тихий гений Жан-Филипп поразил воображение вдумчивой публики хрупкой элегантностью диска "De Anima", где философская концептуальная подоплека разрешалась при помощи сугубо мелодических средств. А к 1994 году экс-рокер напрочь отдалился от некогда заманчивой территории и сосредоточился на классическом камерном формате. Его шестая по счету работа "Ainsi de nous" преимущественно обходится без исполнительского вмешательства Гуда (этот клавишных дел мастер участвует только в четырех треках из дюжины, да и то как фисгармонист), зато ярко иллюстрирует оригинальность композиторского метода нашего героя.
От названий вроде "Так проходит мирская слава...", "Надеюсь на свет" и "После мрака" за версту веет книжной мудростью. Пример показушной начитанности? Вряд ли. Скорее необходимый элемент смысловой надстройки, указывающий на особенности программной архитектоники. Пьесы не отличаются продолжительностью (хронометрический потолок – 4 минуты). Да здесь она и не требуется. Задействовав филармонический инструментарий, Гуд успешно решает разнокалиберные по форме задачи. Скажем, вступительный этюд "Sic transit gloria mundi..." по-хорошему авантюрен. Чопорности тут нет и в помине. Пока фагот с контрабасом задают ритм, кларнет и скрипка развивают лаконично-хитроумный дуэт. В "Spero lucem", напротив, явлена редкостной красоты тема – то (благодаря фортепианным пассажам Бруно Фонтена) мечтательно-нежная, то струнно-оживленная, но нисколько не теряющая лирического очарования. Тетралогия "Quatre danseries" хоть и ассоциируется с кинематографическими экзерсисами Майкла Наймана, несет в себе истинно французский шарм, подпитанный блуждающей улыбкой автора. Неслучайно составные звенья квадриги приглянулись медиа-службам, со временем превратившись в визитные карточки отдельных ТВ- и радио-передач. Медитативная отрешенность эскиза "Ainsi de nous / Melancholia" – сеанс воображаемого психоанализа с легким авангардным флером, после которого наступает action-стадия в виде скрипично-клавишного диалога "Pastorale". Близость зачинщика мероприятия к подвидам сценического искусства подчеркивается напряженной драматургией фазы "Ainsi de nous / Attente". А сентиментальная баллада "Une éternelle nuit" по настроению вполне могла бы вписаться в когорту серийных кавер-опытов Стива Уилсона, если б не выразительный оперный тенор-вокал Эрве Лами. Сочетание монотематического пианизма с эмоционально заряженными духовыми и струнными эффектно обыгрывается в рамках вещи "Post tenebras". Замыкает шеренгу искусно-изобретательный кларнетный квартет "Picarde" – воплощение вкуса, такта и завидной фантазии.
Резюмирую: интересный и нескучный акт chamber-минимализма, созданный подлинным художником звука. Рекомендую поклонникам ансамбля Julverne и других серьезно ориентированных коллективов. 


Jean-Philippe Goude 

Комментарии

Влад Авиценна написал(а)…
Совершенно не понимаю, почему его творчество проходило мимо меня. С этого дня тщательно проштудирую все доступное творческое наследие сего товарища.
Замечательная музыка! Глубокая и проникновенная. Роком здесь и не пахнет. Камерная академическая программа. Очень качественный музыкальный материал и отличное исполнение.
С удовольствием присоединяюсь к рекомендации уважаемого Сергея: слушать всем!
Sergei Uvaroff написал(а)…
Думаю, многие проходят мимо работ Гуда из-за настороженного отношения к термину "минимализм". Однако в том-то и соль, что даже на сравнительно ограниченном творческом поле Жан-Филипп умудряется демонстрировать блеск фантазии и великолепную игру соцветий. А потому его звуковые опыты заслуживают пристального внимания.