Secret Oyster "Straight to the Krankenhaus" (1976)


Международное признание явилось для Secret Oyster палкой о двух концах. С одной стороны, количество концертных туров увеличилось в разы. С другой - именно это обстоятельство существенно ограничило возможность полноценной творческой работы. Музыканты выступали на различных европейских площадках, демонстрируя класс игры. А накапливающаяся параллельно усталость понемногу сменялась раздражением. Пространство сцены уже не приносило радости, и даже напротив - становилось средством выплеска внутренней агрессии. Долго так продолжаться не могло. Потому идейный вдохновитель проекта Карстен Вогель буквально ухватился за предложение хореографа Флемминга Флината о написании балета. Студийные бдения над пластинкой "Vidunderlige Kælling" по времени совпали с подготовкой материала для следующего альбома - "Straight to the Krankenhaus". Втайне участники группы лелеяли надежду на прорыв в Штатах (боссы лейбла Columbia изначально прочили им лавры скандинавских Weather Report). Но ожидания не оправдались. Межличностные стычки по пустякам грозили перерасти в перманентную конфликтную стадию. И, кажется, всем было ясно: финал деятельности Secret Oyster не за горами...
Невзирая на жизненные перипетии, последний релиз датчан вышел по-настоящему сильным. Мощное вступление "Lindance" намечает уверенную линию поведения. Так преподносят себя профессионалы, за плечами которых не один десяток гастрольных перформансов. Сумрачный мажор титульной пьесы роднит бушующую стихию северных морей с четко акцентированными фанк-долями. Саксофон Вогеля отвечает за боевой духоподъемный настрой, тогда как гитара Клауса Бёлинга олицетворяет собой здоровый скепсис пополам с брутальным мачизмом. Лирические соло-откровения Карстена в рамках номера "My Second Hand Rose" протекают на фоне утяжеленной ритм-секции, чередуясь с хардово заточенными пассажами Бёлинга. Здесь преобладает яркая мелодика почти песенного свойства (впрочем, Secret Oyster ни разу не изменяли коллективной инструментальной стратегии). "High Luminant Silver Patters" авторства клавишника Кеннета Кнудсена тяготеет к более изощренной фьюжн-схеме: струнно-синтетические страсти при однотонном бэкграунде на поверку оказываются довольно интересным объектом для тщательного изучения. 8-минутное вогелевское произведение "Delveaux" драпируется в астральные шелка, низводя конкретику до абсолютно ликвидного состояния. Исключительный гипнотизм при тотальном отсутствии рассчитанных на публику внешних эффектов. Этюд "Stalled Angel" - попытка вернуться в русло мускулистого прогрессивного джаз-рока, тряхнуть стариной напоследок. И все же уравновешенная зрелость берет свое, что доказывает загадочно мерцающая вещица "Rubber Star". Тончайшей джазовой иронией отмечено сочинение "Traffic & Elephants" - бенефис лидера бэнда (бархатистый тембр сакса не смолкает ни на мгновение), а замыкает шеренгу опус Бёлинга "Leda and the Dog", исполненный космической клавишной отрешенности и эмоционально окрашенных партий электрогитары. На десерт - парочка забористых бонусов ("Alfred", "Glassprinsen (Glass Prince)"), сыгранных в сатирическом и где-то - ерническом ключе.
Резюмирую: достойный прощальный подарок слушателям от одной из лучших фьюжн-формаций 1970-х. Рекомендую.

Комментарии

Борис Серебряков написал(а)…
Очень сильная работа. Жаль, что последняя. Спасибо за эссе.