1 окт. 2014 г.

David Cross "Testing to Destruction" (1994)


Для многих апологетов жанра возрождение прогрессива в начале 1990-х стало истинным праздником. Изголодавшаяся по интеллектуально-музыкальным играм публика, кажется, готова была воспринять любого, кто мог предложить ей нечто с уклоном в художественность. Из небытия материализовывались отдельные авторитетные личности, автоматически обретавшие статус легенд. И пока одни ветераны мучительно силились вернуть себе форму, другие корифеи без особого шума продолжали развивать находки предыдущего периода. Маэстро Дэвид Кросс, заслуживший почет в рядах King Crimson образца 1972-1974 гг., на протяжении десятилетий оставался в тени коллег. При всем при этом уникальный британский скрипач никогда не завязывал с творчеством. После расставания с Робертом Фриппом местом приписки Кросса являлась импровизационная команда Ascend. В неудобные для рокеров восьмидесятые его многогранным талантом подпитывались европейские театральные коллективы. А чуть погодя Дэвид отважно взялся за сольный проект. Стартовым релизом такого рода стал диск "Memos From Purgatory" (1989) - нешаблонный прог-фьюжн, очертивший артистическую эстетику нашего героя. Изданием ведала скромная лондонская контора Red Hot Records. Здесь же случился и второй альбом Кросса под названием "The Big Picture" (1992). Но настоящим прорывом в сферическую арт-бесконечность послужила третья работа Дэйва - "Testing to Destruction" (1994). О ней и побеседуем.
Девять позиций программы - пиршество для гурманов. Функцию "живца" выполняет вступительный номер "Learning Curve". Зажигательной электроскрипичной пиротехнике мастермайнда мешает разве что синтетический отзвук ударных Дэна Моурера. Зато все остальное (бас/вокал Джон Диллона, мощная гитара Пола Кларка, пространные клавишные Шейлы Малоуни) достойно восхищения. Драматическая фреска "Calamity" пронизана кримзоидными яростью и напором (думаю, скупой на похвалы Боб Фрипп сумел бы найти парочку теплых слов для экс-коллеги). Записанная "живьем" в берлинском клубе Flöz вещь "Welcome to Frisco" - своеобразная этно-фантазия психоделического толка; эдакий мрачноватый ответ вездесущим Ozric Tentacles. Соединение альтернативных тенденций с изощренно-упругой ритмикой прогрессива ("The Affable Mister G.") вызывает ассоциации с откровениями Червонного Короля времен "VROOOM" и попутно предвосхищает стилистику более поздних экспериментальных актов типа Them Crooked Vultures. Концертный опус "The Swing Arm Disconnects" несет на себе печать гипнотического импровизационного джем-рока, джаза, фьюжн-харда умеренной тяжести и улетных электронных трипов. Диковинно оформленная "Tripwire" издевательски сопрягает стандартные схемы downtempo синти-попа а ля Black (помните вечно-зеленый хит "Wonderful Life"?) с усталыми обертонами в манере Джона Уэттона и полифоническим прог-поп-антуражем. Контекст инструментального опыта "Cycle Logical" базируется на необычном симбиозе: туннельная техно-пульсация + проклассически поданная струнная партия. Заглавный пассаж - упражнение на тему клубного авангарда: коротко и сердито. Зато в финальной эпопее "Abo" нам открывается нисходящая в бездну, обильно испещренная рытвинами тенистая порода дарк-арта с небрежным симфо-налетом.
Резюмирую: солидная и умная саунд-панорама, здорово нуждающаяся в ремастированном перевыпуске. Рекомендую как поклонникам модерн-прога, так и любителям шедевров винтажной эры.

4 комментария:

Анонимный комментирует...

Этот альбом считаю лучшим в дискографии Кросса... Для тех, кто ещё не слышал, сильно рекомендую... :)
Сергею - отдельная благодарность за Классику...

Андрей Снесарев.

Сергей Уваров комментирует...

И Вам, Андрей, спасибо - за отзыв.

Анонимный комментирует...

Все творчество Кросса давно в коллекции. Ну , а этот альбом самый любимый. Классика жанра , что еще можно сказать.

Bandersnatch комментирует...

Увы, ссылка мертва. Вы не могли бы обновить её?