Gentle Giant "Gentle Giant" (1970)

Ах, что это был за дебют!.. Другие озабочивались синглами. Над душой стояли продюсеры, требующие хитов. А тут... Атмосфера раскованного творчества - свободного от понуканий, завязанного на исключительном профессионализме собравшихся. Дисциплина? Бесспорно. Но своя, домашней выделки, фамильного покроя Шульманов. Еще не слишком рвет глотку Дерек, оставляя пространство для лиричных откровений старшего брата Фила. Еще не вступило в полную силу откровенное умничанье архимедов от прогрессива; зато наличествуют живая страсть, кружево мелодий и определенная доля импровизации. "Гигант" покуда зондирует почву. Однако шаги его, как и положено колоссу, широки, тверды и весомы. Там, где иным потребовалась бы череда маневров, Gentle Giant действуют эффектным соническим росчерком. Выбор средств (и это относится не только к инструментам) поневоле внушает уважение. Первенец GG превосходит на несколько голов усредненные шаблоны прото-арта. Ярчайшее хитросплетение элементов хард-рока, камерной музыки, джаза, блюза и британского соула шестидесятых отмечено редкой изобретательностью. Семь дорожек, 36 минут звучания. Но боже мой, сколько силы, энергии и снайперски точных попаданий в недлинном, казалось бы, альбоме! Да, "Gentle Giant" по-хорошему классичен, а в то же время свободен от академической косности. Спустя сорок с гаком лет он по-прежнему свеж, теплокровен, восхитительно дерзок и - хочется верить - актуален. Попробуем же вслушаться/всмотреться в детали нестареющей пластинки англичан.
Номер 1 - "Giant". Величавое органное интро Керри Минниара - трамплин для коллективного полифонического залпа. В помощь Филу Шульману с его саксом, трубой и рекордером привлечен тенор-горнист Пол Кош, что прекрасно; ведь духовые играют немалую роль в канве трека. И хотя поначалу бал правит мощная брасс-секция, во второй части произведения глубокий бас, "Хаммонд", меллотрон и хоры сливаются в роскошную оркестровую гармонию, демонстрирующую композиционную взрослость GG. Пьеса "Funny Ways" - вечно-зеленая "коронка" команды, один из фундаментальных кирпичиков в их наследии. Характерный симбиоз менестрельски прелестных вокальных линий, виолончельных и гитарно-акустических пассажей с игровым напором, драйвом и хлесткими электрическими соло Гэри Грина. Рядом расположена предельно выверенная вещь "Alucard". Забористый фьюжн, нашпигованный психоделическими хоралами, крупнокалиберными атаками трубы/саксофона, убийственным сарказмом гитарных отступлений и прочими милыми фишками. Прибавьте сюда "Isn't It Quiet and Cold?" - смелый микс из изящно-ренессансных ходов (вспомогательная партия виолончели - Клэр Дениз), мажорных фольклорных кусочков и элегической мечтательности фронтмена; комплексный эпик "Nothing At All", напоминающий балладу-перевертыш с хэви-реверсом, помноженным на авангардную истеричность; фуззовую кричалку "Why Not?" - типичный для GG пример изощренного хулиганства; наконец, "The Queen" - репризную рок-н-ролльную шутку над монаршими традициями, - и вы получите многоуровневую картину, где сопрягаются интеллект с пофигизмом, тончайшая ирония - с неотесанной грубостью, безыскусная прямолинейность - с ажурными виньетками "большого штиля".
И если допустить в обозримой реальности существование Франкенштейна, наделенного манерами дворецкого, лукавым разумом Фигаро и замашками Арлекино, - уверен: стартовый акт Gentle Giant вполне сгодился бы за звуковое его отражение. Одним словом, браво!  

Комментарии

Анонимный написал(а)…
Буду краток. Все альбомы стоят на полке в коллекции.Если бы меня спросили , кто такие эти Gentle Giant я сказал бы ,что это жемчужина в арт роке.
Sergei Uvaroff написал(а)…
Думаю, любой мыслящий меломан с Вами солидарен.
Влад Василь написал(а)…
Эх... не попал я в категорию "мыслящих меломанов". Хоть убей, не нравится мне их звучание. Причем, это не касается самой музыки. Именно звучание! Тысячу раз пытался осознать и полюбить. Все безуспешно.
Sergei Uvaroff написал(а)…
Ну что ж тут поделать... Раз душа к этому не лежит, то не стоит и пытаться.