21 окт. 2009 г.

Neil Ardley "Harmony of the Spheres" (1978)

Идущая от Пифагора идея музыки сфер - образец вековечной привлекательности для творческих персон. Учение о том, что каждому небесному телу присущ собственный звук, не утратило актуальности многие столетия спустя. Вот и британский композитор Нил Эрдли после череды симфо-этно-джазовых экспериментов решил подступиться к этой древней теории. По-свойски комбинируя знакомые стилевые элементы, он сочинил сюиту "Harmony of the Spheres". Несмотря на определенную оригинальность замысла, писалось произведение с явной оглядкой на работы тяготеющих к электронике исполнителей (Vangelis, Tangerine Dream etc.). И не случайно в качестве опорного инструментального пункта альбома Эрдли предпочел синтезаторы. Данный фактор вызвал бурю негодования у консервативно настроенной части аудитории, ценившей шестидесятнические импровизационные выкрутасы Нила. Послышались обвинения в отступничестве, предательстве джазовых идеалов, однако подобные выпады отнюдь не смущали маэстро. Окруженный компанией единомышленников, он продолжал прогрессировать, и "Harmony of the Spheres" - ярчайший пример духовного роста мистера Эрдли.
В сложившейся при записи предыдущего многоуровневого диска "Kaleidoscope of Rainbows" (1976) когорте ансамблистов нашлось местечко и новым лицам: на правах гитариста был привлечен стойкий приверженец эклектики Джон Мартин, чья сольная дискография богата разнокалиберными по характеру пластинками; басовый отдел поступил в ведение Билли Кристиана, а за ударной установкой воцарился Ричард Бёрджесс (ex-Charlie, Nucleus). Эпизодические хоральные партии возложили на Норму Уинстон и Пепи Лимер, духовая же секция на пару с органистом Кёстлом и перкуссионистом Томкинсом плавно перекочевала под крыло дядюшки Нила с совместных сессий двухлетней давности. Таким вот образом и наметились семь глав "космического" магнум-опуса, рожденного в воображении визионера Эрдли.
Композиционные выкладки таят в себе целую серию сюрпризов. Если интродукция "Upstars All" - эдакий прото-эмбиент в "орбитальных" тонах, то последующая "Leap in The Dark" - отменно структурированный арт-н-фанк, переливающийся водянистыми синтезаторными спектрами. "Glittering Circles" и вовсе наследует традициям спейс-рока: поклонники ранних Pink Floyd и Hawkwind наверняка оценят по достоинству эту рефлексивную пьесу. Секвенсорное журчание "Fair Mirage" отлично сочетается с умиротворяющими позывными флейты Барбары Томпсон и флюгельгорна Йена Карра, а выразительный рисунок бас-гитары сродни пассажам Дага Фергюсона из Camel. Тягуче-атмосферная "Soft Stillness аnd the Night" способна порадовать любителей развитой психоделии, тогда как ритмичный номер "Headstrong, Headlong" с закрученными соло духовых - бальзам на душу почитателей фьюжн. Финальная "Towards Tranquillity" - подлинная соническая жемчужина, но разглядеть сквозь мерцающий сумрак ее красоту сумеет не каждый.
Резюмирую: во всех отношениях роскошный релиз, нетленный шедевр зрелого арта конца семидесятых. Рекомендую.

2 комментария:

L.O.L. комментирует...

Fantastico CD.
Adorei

Sergei Uvaroff комментирует...

Eu concordo. Eu também posso aconselhar o álbum "Kaleidoscope do Arco-Íris".