4 июл. 2019 г.

Moom "Toot" (1995)


"Кентерберийский" (не по географии, но по духу) коллектив Moom оформился в Нортгемптоне (графство Нортгемптоншир). Энди Фэйрклаф (клавишные), Джим Патерсон (бас) и Грегори Майлс (ударные) играли в считавшемся местной достопримечательностью ансамбле Medicinal Compound. В 1992-м их старый школьный приятель Кристиан Хартридж (гитара, вокал), сотрудничавший на правах сессионного музыканта с известным психоделик-бэндом Omnia Opera, возвратился из Бирмингема в родной город. И вместе с гитаристом Робом Фалмером и шумовиком-авангардистом Тоби Кеем основал Moom. Однако Фалмер по ряду причин вскоре покинул Кристиана, зато проект поддержали личным участием Энди, Джим и Грег. К лету 1993 года ребята на пожертвования друзей и сэкономленные деньги решили организовать профессиональную запись первого альбома под рабочим названием "The Helicopter Tortoise Collection". Местная студия, услугами которой они воспользовались, оказалась собственностью главы легендарного состава The Enid Роберта Дж. Годфри. Таким образом, бородатый гуру оркестрового арт-рока стал для квинтета своего рода "крёстным отцом". Благодаря его протекции парни сумели выступить на лондонском рок-фесте 1994 г. Этого вполне хватило, чтобы попасть "на карандаш" журналистам из профильного издания "Progress" и угодить в поле зрения руководства лейбла Delerium. Столь счастливая цепь случайностей закономерно привела к желанному контракту и выпуску дебютной пластинки "Toot".
Вобрав в себя стилистические приёмы артистов джаз-проговой ветви 1960-х / 1970-х (The Grateful Dead, Caravan, Frank Zappa, Soft Machine, Miles Davis), британский конгломерат переплавил их в характерный саунд-калейдоскоп, проникнутый ностальгией, добрым юмором и подпитанный тщательно продуманными игровыми манёврами. От открытых нот позитивной клавишно-басовой интродукции "Prelude" пятёрка переходит к интеллигентно-драйвовому фьюжн-року "Sally" с множественными гитарными риффами, соло, органными клиньями и уверенными действиями ритм-секции. Иронический пассаж "Astronaught" окутан травянисто-облачным туманом, подёрнут лёгкой "кислотной" дымкой и завуалированно издевается над законодателями спейс-рока и прочих космических штучек. Фреска "The Void is Clear" отправляет нас в 4-минутную экскурсию по весьма занятному маршруту: с одной стороны, узнаваемая исполнительская манера а ля Ричард Синклер, с другой – позднебитловский хард-рок с прогрессивными фишками. Опус "Babbashagga" – сущий аттракцион пародийно-циркового плана с массой деталей, скрученных в цветастый несерьёзный клубок. Абсурдистская трилогия "The Higher Sun — The Crocodilian Suite" апеллирует то к прото-психоделическим заморочкам уровня, условно говоря, Uriel/Arzachel (фазы "I) The Egg, II) The Crocodilian"), то, напротив, маскируется под нарядный американский незакомплексованный Zappa-style ("The Crocodilian Suite: III) Mayam Riff"). В структуре пьесы "Waiting For the Sphere" густо перемешаны west coast отголоски и точёный, фасонный английский арт. На полях этюда "Eye" джентльмены-каламбурщики оттягиваются всласть под искромётный, семидесятнически залихватский приджазованный прогрессив. А завершается путешествие масштабным эпическим срезом, недвусмысленно озаглавленным "I Can't Remember the '60s...I Must Have Been There".
Резюмирую: умный, мастерски закрученный и совсем нескучный релиз от одной из несбывшихся надежд островного прогрессива 1990-х. По-настоящему славный рок-акт. Рекомендую.


Moom

4 комментария:

worthygent комментирует...

У этой группы ещё и второй альбом есть - 1999го года - и не менее замечательный, чем дебютник.

Сергей Уваров комментирует...

Я в курсе. По возможности отрецензирую и его.

Влад комментирует...

Неоднозначно. Местами интересно, местами вообще не проникся. Не знаю, как охарактеризовать. Местами напомнили "Странные игры". Местами... много чего. Инструментальные эпизоды очень недурственны. Вокальные... Может я просто слишком строг?
Безусловно, любопытный альбом. Рассмотреть, поиграться, поковыряться. А потом отложить на полку.
С другой стороны, опять же, возможно я просто слишком привередливый.

Cuss V. комментирует...

Very well played and Canterbury-ish for sure (let's call it Modern Canterbury-ish). Interesting and super tight, but I have a bit of a problem with the not-so-great vocals being too up front in the mix. Worst track? Babbashagga by far. Your mileage may vary.