2 июн. 2019 г.

Ptarmigan "Ptarmigan" (1974)


История канадской формации Ptarmigan началась в 1970 г. с акустического трио, в скором времени увеличившегося до размеров секстета, а затем урезанного втрое. Стилистика коллектива не стояла на месте. Если на первых порах ребята в основном пробавлялись фолком, то по мере преображения кадрового состава и развития индивидуального мастерства "народничество" приросло элементами психоделии, авангарда и прогрессивной рок-музыки. За репертуарную политику группы отвечал бессменный авторский дуэт Глена Диаса (лид-вокал, рекордеры, перкуссия) и Монте Нордстрёма (12-струнная гитара, вокал). Активно гастролируя по клубам, парни умудрились попасться на глаза прославленному американскому джазовому флейтисту, лауреату премии "Грэмми" Полу Хорну (1930–2014). Оригинальная исполнительская манера Ptarmigan заворожила и впечатлила мэтра. Причём настолько, что с подачи последнего шустрая парочка друзей зафиксировала свои "нетленки" на демо-ленте, и в результате мистер Хорн решил спродюсировать дебютную пластинку ансамбля. На ванкуверской студии Can-Base к Глену и Монте присоединились Дэйв Филд (акустический бас), Кэт Хендрикс (ударные) и электробасист Ричард Майер, поучаствовавший в записи трека "The Island". Благодаря авторитету их опекуна материал удалось протолкнуть на лейбл Columbia Records. И поздней зимой 1974 года безымянная пластинка Ptarmigan поступила в продажу.
О необычности композиционного подхода тандема можно судить по открывающему программу номеру "Go Dancing". С одной стороны, напевная балладность в unplugged-антураже + интересно выстроенная раскладка на два голоса, с другой – монотонность ритма, придающего повествованию оттенок медитативности. Панорамная фреска "The Island" опирается на различные фактурные детали. В интродукции натурфилософская подоплёка сюжета подкрепляется интригующими всполохами рекордера. Главная тема не сильно нагружена инструментальными средствами (вековечная 12-струнка, бас, перкуссия), однако за счёт умелого варьирования эпизодов внутри конструкции возникает напряжение, магнетическое силовое поле, испускающее загадочные, ориентального плана флюиды. Лирический мелос этюда "Vancouver" очаровывает нежностью красок, атмосферой природной чистоты и подспудно ощущаемого простора. Правда, всё вышеперечисленное относится лишь к половине произведения. С середины пьесы Ptarmigan кардинально меняют настроение, заряжая слушателя драйвом, воинственностью и пугая грозным боевым танцем. 11-минутная дилогия "Night of the Gulls / A Hymn to the Ocean and a Great Northern Lake" следует принципу аморфности, эстетике призрачного гитарно-духового дарк-фолка. Впрочем, расслабиться тут не выйдет, ибо за вереницей аккордов проглядывает нерв, проступают мистическая глубина и заповедная шаманская дикость. Собственно, из-за несхожести с предпочитающими французскую сентиментальность соплеменниками возникает определённая трудность в деле классификации проекта. Команда Диаса—Нордстрёма разительно отличается как от бригад квебекского звена, так и от штатовских рок-экспериментаторов. Финальная вещь "Coquihalla" подчёркивает самобытность творческого метода Ptarmigan, заставляя вслушиваться в гипнотический хаос звуков, дабы попытаться извлечь из него крупицы мудрости и символы священной красоты.
Резюмирую: крайне нестандартный художественный акт, далёкий от рок-берегов, но при том достаточно прогрессивный по своей сути. Советую приобщиться для расширения кругозора.

Ptarmigan

2 комментария:

Влад комментирует...

Залип. Действительно, начав слушать, не смог оторваться.
Альбом абсолютно не подойдет ярким приверженцам рока или даже джаза. Потому что по стилю это... не понятно что такое. Но для познания внутреннего Дао - самое то!
Как оказалось, я очень люблю канадскую музыку. И это замечательный подарок в компанию к моим любимым Mundi Domini.

С уважением,
Влад

Сергей Уваров комментирует...

Влад, в своей любви к канадцам Вы не одиноки. Я, к примеру, обожаю артистов квебекского лагеря. Но, как выясняется, и за его пределами на территории Страны Кленового Листа хватало и, наверное, хватает уникальных коллективов.

С уважением,
С.