28 июн. 2019 г.

PSI "Horizonte" (1977)


Немецкий коллектив PSI приравнивается знатоками к баварской джаз-роковой школе – то есть ансамблям Missus Beastly, Munju, Passport и т. п. Если брать за основу родство стилистическое, подобное допущение возможно. Однако с географической точки зрения встраивать квинтет PSI в эту цепочку навряд ли справедливо, поскольку местом их дислокации являлась столица земли Гессен – город Висбаден. Организовали группу в 1975 г. музыканты-любители Бодо Фельдман (бас) и Роберт Яан (ударные). В скором времени к ним присоединились несостоявшийся юрист Вильфрид Кунклер (духовые, перкуссия), шалун-интеллектуал Фолькмар Циммерман (гитара) и перспективный композитор, поклонник Genesis, а по совместительству студент-первокурсник музыкальной академии Маттиас Фрай (клавишные, синтезатор, фортепиано). Последний, невзирая на юный возраст (17 лет), сделался единственным автором репертуаром. Матёрые сотоварищи вынуждены были признать за Маттиасом оригинальность идей и недюжинный талант синтезиста (никто из них не умел столь убедительно соединять эстетскую рафинированность джаза с кипучей энергетикой рока). Творчеством ребят заинтересовалось руководство прогрессивной конторы Bacillus Records – подразделения лейбла Bellaphon. И благодаря умелой продюсерской работе Рудольфа Лёйбнера дебютантам удалось без лишних проволочек записать пластинку "Horizonte", которая увидела свет в августе 1977-го.
Начальный трек "Unter Der Schürze Liegt Die Würze" демонстрирует крайне необычный подход к саунду. Техник Иберхард Панне по-свойски расставил акценты, в результате чего на переднем плане обосновались фактурные басовые аккорды Фельдмана, окружённые атмосферными клавишными, чёткой ритмикой ударных, самоуглублёнными руладами сакса и гитарной рок-фразировкой. Идущая следом пьеса "Bettgeräusche" сосредотачивает в себе возвышенность и эфемерную красоту романтического фьюжн-арта – при абсолютно дурашливом названии ("Скрип кровати"). Есть в ней нечто близкое по духу прибалтийской арт-джазовой сцене 1980-х, хотя звучание PSI воспринимается теплее и искреннее. Действие титульной вещи базируется на кардинально иных игровых принципах. Тут уж дойче-бригадиры откровенно бравируют исполнительским мастерством, двигаясь по ломаной траектории с чудаковатыми размерами и интервалами. Наличествует непременное поочерёдное солирование, но без ненужной помпы, пустопорожних эффектов и нарциссизма. Просто конструктивная особенность, дань уважения джазовой традиции. "Elektrisch Kall-Heinzje" – произносимая с совершенно невозмутимым видом идиотская хохма. Под скабрезной вывеской (сленговое обозначение вибратора) кроется тонкая фанк-фьюжн-схема, напоминающая комплексные опыты Габора Сабо аналогичного периода. Мини-сюжет "Urschrei" я бы окрестил изящным дуракавалянием. "Вкусный", виртуозный и при том достаточно ёрнический брасс-джаз-рок – бессловесная ода маскулинности, первобытной дикости и всякому такому. Отменно хороша зарисовка "Breikopf", иллюстрирующая зрелость сочинительского метода умницы Фрая. Финальная дилогия "Drall / Arkadash" – волшебный сплав приёмов диско-фанка, экзотических восточных обертонов и генеральной стратегической джазовой линии.
Резюмирую: превосходный инструментальный фьюжн-акт штучного свойства. Одна из лучших программ тевтонского прогрессива 1970-х. Рекомендую.

PSI

Комментариев нет: