30 мая 2019 г.

Forgas Band Phenomena "Extra-Lucide" (1999)


Роптать на время – удел неудачников. А уж причислить к таковым Патрика Форгаса точно не выйдет. В овеянные легендой семидесятые наш восторженный приверженец 'кентербери'-сюжетов, в частности – творчества Soft Machine, чувствовал себя на коне. Ему верилось, что после выпуска дебютной пластинки "Cocktail" (1977) в жизни наступит новая полоса. И это случилось, только совсем иначе, нежели представлял себе мсье Форгас. Эпоха сыграла с ним злую шутку, после чего о музыке пришлось забыть на целое десятилетие.  Однако благодаря стараниям народившегося лейбла Musea в 1988 г. мэтр получил шанс начать всё с чистого листа. Внезапно открылось, что сданные в архив сочинения Патрика интересны свежему поколению меломанов. Тут уж композитор-драммер распушил хвост и выдал на-гора полные любопытных идей альбомы "L'Oeil!" (1990) и "Art D'Echo" (1993). В последующие годы маэстро активно занимался авторским трудом и параллельно подыскивал профессионалов-единомышленников. В 1997-м под вывеской Forgas Band Phenomena появился на свет посвящённый Джими Хендриксу диск "Roue Libre", состоящий из трёх внушительных пьес. А спустя пару лет с иными людьми (не считая гитариста Матиаса Десмье), но под тем же названием переживавший вторую молодость ветеран фьюжн-сцены отметился инструментальным релизом "Extra-Lucide".
По признанию мастермайнда, при написании каждого из номеров программы он вдохновлялся картинами Парижа столетней давности, романтикой немого кино и поэзией исторически значимых улиц, переулков и площадей французской столицы. Впрочем, по заглавному треку такого не скажешь. Броский, комплексный 7-минутный саунд-вояж имеет мало общего с тихой камерностью, духом светских раутов и напускной бравадой усатых франтов в цилиндрах и шляпах-котелках. Напористый джаз-рок подкупает лихими басовыми фигурами Хуана-Себастьена Хименеса, органной-синтезаторной сеткой Жиля Паусаниаса, мощной гитарой Десмье и фундаментально-резковатым альт-саксофоном Дениса Живарча, впечатляет недюжинным драйвом, энергией и азартом. О занудном старпёрстве даже стыдно заикаться; бравый дядька Патрик способен дать прикурить любому. Жонглирование эмоциями продолжается на уровне созерцательного этюда "Rebirth" – звукового аналога колеса обозрения, с которого нам демонстрируют широкую городскую панораму. Здесь как раз уместно говорить о тонкости нюансов, прозрачности колорита и притягательности цветовой гаммы. Центральная эпическая конструкция "Pieuvre à la Pluie" приглашает слушателя посетить воображаемое представление гастролирующей по Европе цирковой труппы американского антрепренёра Финеаса Тейлора Барнума (1810–1891). Клоуны, канатоходцы и шпагоглотатели действуют в джазовых ритмах, с оттенком милой сердцу Форгаса "софтмашинерии". Очаровательная мозаика "Annie Réglisse" в интеллигентных тонах живописует прелести несуществующего магазина пряностей на проспекте Сюфран. Завершает серийную экскурсию клубящийся благовониями, задумчиво-авангардный фортепианно-саксофонный дуэт "Villa Carmen" – иллюстрация на тему спиритических сеансов в популярном у парижских медиумов особняке.
Резюмирую: крайне нехарактерное по ряду параметров путешествие в прошлое. Тем не менее хороший повод для знакомства с художественным наследием композитора-визионера Патрика Форгаса

Forgas Band Phenomena

6 комментариев:

Solowinski комментирует...

Сейчас слушаю с огромным удовольствием. Только начало альбома мне опять чем-то на VDGG показалось похожим. Или это мне уже мерещится Питер Хэммилл везде? Тем более к середине - ничего похожего вроде осталось )))

Сергей Уваров комментирует...

Мне кажется, с Хэммиллом и К у проекта Патрика Форгаса нет ничего общего (ну разве что использование саксофона и органа). Вполне самодостаточная творческая единица, имеющая тенденцию к постоянному развитию. При случае порадую Вас другими альбомами маэстро.

С уважением,
С.

Solowinski комментирует...

Раз уж я здесь упомянул лидера VDGG, то здесь и спрошу ))
Сергей, вы знаете, что вышел свежий Isildurs Bane в коллаборации с Хэммиллом? Помнится, шведы у вас весьма в почете... )

Сергей Уваров комментирует...

Станислав, я в курсе. И очень надеюсь, что этот проект окажется интереснее их последних работ. Ибо ничего, кроме разочарования, диски "Colours Not Found in Nature" и "Off the Radar" (оба – 2017 г.) у меня не вызвали.
В качестве обоснования приведу собственный отзыв, который настрочил по "горячим следам" в декабре 2017-го:
Если вкратце, не того я ждал от IB.
Начиная с эпохального диска "Cheval - Volonté de rocher", шведы прогрессировали на зависть прочим. И завершили свою деятельность в нулевых средним поп-арт-миньоном "Songs from the Observatory". Дальше – пауза. Но все надеялись, что Bane вернутся и зададут жару. По истечении 11 лет маэстро Юханссон набрал новых ребят, освежил потускневшую вывеску, зачем-то скооперировался со Стивом Хогартом и всё... нет, не завертелось. Хотелось бы, конечно. Но альянс с Marillion'овским фронтменом получился невнятным по содержанию. Оставалось рассчитывать на полноценный релиз в лучших традициях Isildurs Bane 1990-х гг. Увы, и тут промашка. На поверку "Off the Radar" оказался несуразным гибридом из синти-электроники, авант-нойза и элементов техноидного прог-рока (даже эпизодическое присутствие Пэта Мастелото не повлияло на результат). Шесть инструментальных коллажей (назвать их пьесами не осмелюсь) пролетают, словно похмельный дурной морок. И кабы не бонус – гитарная элегия "Uvertyr/Open", исполненная Кристианом Саггьезе (Metamorfosi Trio) на концерте 2016 г., слушать было бы нечего совсем.
А ведь могли бы...

Solowinski комментирует...

Послушал flac. Ну что сказать... Мне совсем не показалось. По-моему, просто хрень ((

Сергей Уваров комментирует...

Стало быть, как я и предполагал, на группе можно ставить крест. Обидно.