10 мар. 2019 г.

Argent "Circus" (1975)


История британской арт-формации Argent – иллюстрация на тему безуспешного стремления к гармонии в условиях разнонаправленности творческих векторов. Лидеру проекта, органисту Роду Ардженту, было мучительно непросто начинать всё заново после распада его предыдущего ансамбля The Zombies. Поиск единомышленников отнял без малого год. Однако на стадии подбора кадров Род сформулировал для себя категорический императив, базовое руководство к действию: "Моя идея заключалась в том, чтобы организовать персональную команду мечты. При этом основополагающее значение имели бы не опыт и техника музыкантов, а воображение, энтузиазм и взаимоуважение, как необходимые факторы для создания чего-то по-настоящему достойного". Увы, командного волшебства хватило ненадолго. "Звёздная болезнь" и сугубо эстрадные поползновения гитариста, сонграйтера, певца Расса Балларда закономерно привели к расставанию с последним. В том же 1974 году Арджент (клавишные, вокал), Джим Родфорд (бас, вокал) и Роберт Хенрит (ударные, перкуссия) устроили прослушивание кандидатов на вакантное место. В итоге группа пополнилась сразу двумя фигурами, причём тёзками – Джоном Гримальди (гитара) и Джоном Вэрити (гитара, вокал). Не скованный поп-диктаторскими замашками экс-фронтмена, Род наконец-то мог позволить себе сочинять композиции без оглядки на коммерческий потенциал. Собственно, так он и поступил.
Лонгплей "Circus" отличается от предшествующих записей Argent бескомпромиссностью, концептуальностью (в центре каждой из историй – образы артистов циркового манежа) и отчётливо заявленным "прогрессорским" уклоном. Никакого флирта с "лёгкими" жанрами, желания потрафить публике. Оркестровое мышление мастермайнда, его склонность к полистилистике, насыщенному звучанию нашли выход в виде семи первоклассных номеров. Тон задаёт титульная джаз-роковая схема с обильными электропиано-аккордами, грозными пассажами меллотрона, драматическим фортепианным аранжементом, гибкими гитарными фразами и театрализованным вокальным монологом мистера Вэрити. В контексте гибридной 9-минутной пьесы "Highwire" без особых проблем уживаются арт-симфонизм, расслабленность фанка и забубённость фьюжн-харда (великолепные инструментальные партии под занавес сделали бы честь любой бригаде из высшего прог-дивизиона). Нужно ли говорить, что для виртуоза уровня Арджента подобный шанс на самовыражение – кайф чистой воды? Этюд "Clown" развивается в ровном, достаточно элегическом ключе, с водянистым журчанием клавишных, а также интересной певческой линией, обрамлённой деликатным многоголосием. Единственный в программе трек, не принадлежащий перу Рода, – "Trapeze" авторства басиста Родфорда. Но и паренёк Джим не ударил в грязь лицом, продемонстрировав крутой замес из джазовой "кентерберийщины" пополам с высокой художественностью. От старомодной (в хорошем смысле слова) госпел-баллады "Shine on Sunshine" и атмосферной, сугубо "синтезистской" репризно-миниатюрной зарисовки "The Ring" коллектив под управлением заслуженного органного гуру приступает к финальному акту спектакля – задорному боевику "The Jester", начинённому позитивом, шикарными игровыми кульбитами и отмеченному алхимическим союзом рекрутов со "стариками".
Резюмирую: превосходный релиз, в корне меняющий представление о возможностях и вкусовых предпочтениях завсегдатаев английских рок-чартов 1970-х. Пропускать не советую.


Argent

Комментариев нет: