23 февр. 2019 г.

Metamorfosis "Papallones i Elefants" (1982)


Удивительное дело: едва ли не лучший испанский прог-альбом был записан людьми, более в музыке себя не проявившими. Почему – непонятно. Да и что толку гадать? Пусть философствуют другие, мы же ограничимся скупыми фактами. Итак, первоначально ансамбль назывался Companyia Oliva Negra. Организовали его в 1979 году профессиональные музыканты из каталонской провинции Таррагона: Жаума Монкузи (клавишные), Луис Гарсия (гитара), Жуан Рамос (гитара, перкуссия), Жорди Папасейт (бас), Жуан М. Гримау (ударные). Поскольку к сочинению виршей ребята особенной страсти не питали, от идеи сложения песен отказались практически сразу и сосредоточились на сугубо инструментальном творчестве. В лидеры Metamorfosis (да-да, вывеску, слава богу, сменили) со временем выдвинулся органист Монкузи, практически узурпировавший функции композитора. Помогал ему по необходимости лишь гитарерро Гарсия. Прочие довольствовались ролями штатных аккомпаниаторов и совершенно не выказывали дурацких претензий и ненужных амбиций. За три года парни идеально сыгрались между собой, прониклись синтетическими авторскими схемами маэстро Жаумы. А в 1982-м засели на барселонской студии Moraleda, где и воплотили в жизнь единственную пластинку, увековечившую их имена в истории европейского прогрессивного рока.
Заглавная тема открывается типичными для жанра ритмическими шалостями, но очень скоро выруливает на мелодическую, исполненную оркестровой торжественности клавишную грунтовку, захлёстываемую пробирающими до мурашек электрогитарными ветрами. Вторая часть пьесы уходит в джазовый отрыв. Броские эскапады фоно, отличный свинг и пара солирующих в очередь шестиструнников. Короче, превосходный арт-фьюжн, уравнивающий в правах тональность с модальностью. Отголоски народных испанских мотивов угадываются в событийной канве трека "Un joc als cinc anys". Заданная сеньором Монкузи джаз-линия периодически упирается в фундаментальную, коренящуюся в традиционном стиле "фламенко" звуковую архитектуру с рельефно прочерченными национальными чертами. Замечательно придуманная и талантливо реализованная история, позволяющая оценить богатство художественного языка Metamorfosis. Пролонгированный номер "Pèl a pèl per al pròxim dia" соткан из нескольких, разнящихся по настроению эпизодов. Тут и позитивное бесцельно-беспечное фланирование праздного гуляки в выходном костюме джазового фасона, и неспешно струящаяся клавишная кентербери-мечтательность, и залихватские кульбиты командного плана. Эпический экскурс "Morir per viure" дарит нам привлекательную картину со сказочным симфо-проговым вступлением и раскидистым, энергичным, но при том великолепно структурированным фьюжн-развитием. Здесь свою композиторскую одарённость убедительно продемонстрировал трудяга Луис, грамотно разбавивший поток сознания друга Жаумы. Заключительная вещица "El reflex del teu mirall" в меру загадочна, пафосна, синкопирована и для пущего эффекта пересыпана различными саунд-фишками, не отменяющими общей закрученности сюжета.
Резюмирую: колоритная, многослойная, избавленная от напускной декоративности, зауми и скуки соническая панорама, ни на йоту не утратившая очарования и блеска. Настоятельно рекомендую.


Metamorfosis

3 комментария:

Andres Sanz комментирует...

Que grata sorpresa!!

Revisando por viejos habitos no olvidados y me encontre de tu regreso.

Gracias Gracias Sergie

Taoly

Andrew Sanchezky

Сергей Уваров комментирует...

Me alegro de verte aquí, Andrew!

Saludos,
                       Sergio

Влад Авиценна комментирует...

Красиво. Много писать не буду. Собственно, тут нечего долго разбирать. Нет особой зауми, нет революционных ходов, нет какой-то невероятной техники. Это просто очень хорошая и красивая музыка. Отлично ложится в настроение, если хотите расслабиться и погрузиться в созерцание.
По крайней мере, я так и сделал.