10 февр. 2019 г.

Gordian Knot "Emergent" (2002)


Девиз "У нас только лучшие" стопроцентно применим к Gordian Knot. Их первый альбом в одночасье сделал Шона Мэлоуна любимцем музыкальной прессы. Рок-издания пестрели интервью с мастермайндом проекта, не стеснявшимся грезить о художественном альянсе с великими. А поскольку мистер Мэлоун по природе своей везунчик, счастье не обошло его стороной. С благословения Трея Ганна Шон сумел найти подход к Биллу Бруфорду. Блистательный ветеран арт-цеха ознакомился с дебютной пластинкой Gordian Knot и выразил готовность к сотрудничеству. Другого британского прогмейстера, гитариста Стива Хэкетта, заполучить оказалось сложнее. Но в итоге всё срослось должным образом. Из прежнего состава неизменной осталась фигура ударника Шона Райнерта. Партиями баса и стика Чэпмена Мэлоун решил распорядиться самостоятельно. Зато гитарную гвардию, помимо вышеупомянутого английского джентльмена, команданте GK укомплектовал персонами Джейсона Гобела и Пола Масвидала (оба – Cynic), а также привлёк к участию лидера прогрессив-металлической легенды Fates Warning Джима Матеоса. Концептуальную формулу материала "Emergent" затейник Мэлоун обрисовал так: "Инструментальные сочинения с позиции вокальной перспективы". Где вместо традиционной раскладки "куплет–припев" наличествуют сольные секции и комплексные гармонии. В таком вот аксепте, как говаривал незабвенный Модест Матвеевич Камноедов.
Вступительная миниатюра "Arsis" – меланхоличные басовые раздумья о вечном. Обманчиво пространное интро, за которым выстраивается тяжёлая артиллерия. Бойцовый этюд "Muttersprache" предельно конкретен. Да к тому же под завязку нашпигован энергичными струнными узорами всех мастей. Начинает риффовать Гобел, на 3-й минуте присоединяется Хэкетт, закрывают тему сообща, при массированной огневой поддержке электронных ударных Райнерта и стиково-гитарно-клавишных манёврах худрука Gordian Knot. В ядерной фреске "A Shaman's Whisper" Стив самоустраняется: it's not his cup of tea. Действуют парные связки: драммеры (Билл + Шон), гитаррерос (Джейсон + Пол). Ну и, разумеется, Мэлоун; куда ж без него... Загадочная фьюжн-схема "Fischer's Gambit" отмечена присутствием Матеоса, вдохновенно водящего медиатором по нейлоновым и металлическим струнам, и отчасти созвучна настроению предыдущего диска. Студийные бдения прерываются "живым" треком "Grace", запечатлённым на концерте в Орегонском университете. Скудный арсенал средств (стик и саунд-система Echoplex) позволяет глубже понять и прочувствовать авторскую индивидуальность Шона Мэлоуна, способного в одиночку завладеть вниманием аудитории. Фактуру опуса "Some Brighter Thing" мощными соническими росчерками заполняют Бруфорд, Хэкетт, Гобел и Матеос при мультиаккомпанементе главного выдумщика. Номер "The Brook the Ocean" – бессловесный диалог поколений. От лица старшего дробными долями вещает Билл, талантливую молодёжь представляет сами знаете кто. Результат – импровизационного плана крупногабаритный эскиз, впрочем, не лишённый изящества. Хэви-фьюжн "Singing Deep Mountain" расцвечен игрой каждого из приглашённых лиц (за исключением Масвидала) и сдобрен вокализами Мэлоуна и Сони Линн. Точку в путешествии профессионалов ставит хардовый джаз-прог-кунштюк "Surround Me", по-американски уверенный, но с оттенком философичности.
Резюмирую: абсолютно земная, материальная антитеза астральным проекциям предшествующего релиза, резонирующая с ним на уровне "инь–ян". Крепко, авантюрно, безукоризненно. Рекомендую.


Gordian Knot

2 комментария:

Влад комментирует...

А вот это реально - вставило!
С первым альбомом этот опус роднит только имя Шона Мэлоуна. Совершенно другая музыка. Ее главное отличие - осмысленность!
Все же, как неоднократно подтверждалось и ранее, классики вне конкуренции. Молодая смена росла-росла... Но до неба так и не допрыгнула.
Каждый трек этого альбома получил собственную неповторимую мелодику, сюжет и интригу. Теперь это не набор технических пассажей, а законченное самодостаточное произведение. При том, что в технике упомянутые ранее классики, как минимум, ничем не уступают младшему поколению.
И все это накладывается на традиционно великолепные ритмические рисунки!
В общем, как по мне, альбом вполне на уровне лучших классических собратьев. Получил громаднейшее эстетическое удовольствие от прослушивания.

Сергей Уваров комментирует...

Рад, что Вам понравилось, Влад.
А сравнивать оба альбома и впрямь не надо. В первом случае, образно выражаясь, имеют место вода и воздух, во втором – земля, огонь и металл. Элементы разные, но роднит их общая система координат.