13 февр. 2019 г.

Giant "Giant" (1972)


Рождённого в Стамбуле черногорца Янко Ниловича (р. 1941) можно смело отнести к редкой породе авантюристов-мистификаторов. 19-летним юношей он отбыл во Францию в поисках славы. И обрёл её. Но, естественно, не сразу. Классический музыкальный багаж позволил новоявленному парижанину набрать сессионно-аранжировочный опыт. А уже в 1968-м головастый и нахальный молодой человек начал выстраивать карьеру сольного исполнителя. Будучи мелодистом до мозга костей, Янко взялся пестовать духовно родственные ему жанры. Таковыми оказались джаз-фанк, поп-психоделия и практически безбрежная сфера library music. Оркестровкой произведений наш герой занимался самостоятельно. Коллеги весьма ценили его профессиональные качества, колоссальную работоспособность, в кулуарах посмеивались над любовью маэстро к псевдонимам (их у балканского уникума значилось не менее четырёх), однако при этом не стеснялись обращаться за помощью. В 1972 году Нилович позволил себе немного пошалить, в смысле – поэкспериментировать с биг-бэндовым составом. В сборную под кодовым названием Giant вошли 32 французских артиста из совершенно различных лагерей: академисты, рокеры, джазмены, электронщики. Непосредственный зачинщик мероприятия ограничился авторско-дирижёрскими обязанностями, предоставив право действовать остальным. И, надо сказать, затея Янко удалась. Ещё раз подтвердив старую истину об универсальной одарённости всякого таланта.
Малый хронометраж (только 30 минут звучания) – вот, пожалуй, единственный недочёт пластинки. Представленные же здесь пьесы не просто радуют слух, но вовлекают в подлинный разгул фантазии. Первый номер "Black on a White Ground" рвёт с места в карьер сумасшедшей ритмикой и слаженными брасс-партиями. Драйв оттеняется пространными отступлениями лирико-симфонического толка с фьюжн-обертонами в придачу. Невесомые женско-мужские хоры, постепенное сгущение плотности и безумная развязка комплексной инструментальной истории. 10-минутный опус "Underground Session" принадлежит перу небезызвестного Жан-Пьера Аларсена (Le Système Crapoutchik, Eden Rose, Sandrose), прописавшего на монументальном оркестровом фоне (ответственный – Нилович) замысловатые гитарные соло в очередь с выкрутасами саксофонистов и трубачей, рефлексирующей флейтой и массивным атакующим напором струнных. Мотивная library-канва на уровне этюда "Xenos Cosmos" подчиняется суматошному джазовому сценарию, заточенному под спорадически-нервный монолог духовых и в то же время не лишённому красивостей скрипично-альтового толка вкупе с примоднённым хоральным многоголосием в ускоренном темпе. Фреска "Giant Locomotion" содержит эффектные переходы от общих модальных планов к приятственным фанк-частностям, киношно-саундтрековой эстетике, изысканной камерной неоклассике и броской, простроченной жирными стёжками полифонии. Короче говоря, не соскучишься. Изящный монотематический финал "Mouvements Aquatiles" сочетает строго филармоническую chamber-утончённость с размашистой эстрадной манерой. И всё это, прошу заметить, в пределах двух с половиной минут. После такого хочется долго аплодировать инициатору праздника, а равно и творческому коллективу в целом.
Резюмирую: ярчайший образец кроссовер-стилистики прогрессивного свойства. Натуральное пиршество для нескольких поколений меломанов. Советую приобщиться.


Giant

1 комментарий:

Влад Авиценна комментирует...

Скажу честно: затрудняюсь дать развернутый комментарий этого альбома. Ограничусь коротким: очень понравилось.
Абсолютно согласен с Сергеем в том, что единственный недочет: малый хронометраж. Качество материала - выше всяких похвал.