30 янв. 2019 г.

Gordian Knot ‎"Gordian Knot" (1999)


Если в команде фигурируют три гитариста, пара басистов и ударник, да к тому же добрая треть из них – техно-трэшеры со стажем, результат, по идее, ясен загодя: антигуманный "адский тарарам". Но как же, чёрт возьми, приятно ошибиться! Ибо, невзирая на экстремальные опыты закопёрщика Шона Мэлоуна в рядах Cynic, его героями с юности значились Гедди Ли (Rush), Крис Скуайр (Yes) и Мик Карн (Japan). И музыка, о которой втайне грезил молодой американец, имела совсем немного общего с беспощадным тяжметом. В конце 1990-х Мэлоуну представился шанс воплотить мечту. Перво-наперво он сделал звоночек приятелю – драммеру Шону Райнерту (Death, Cynic). А затем с лёгкой руки последнего удалось подключить к процессу монструозного touch-гитарреро Трея Ганна (King Crimson, соло), маститого стикиста Джона Маюнга (Dream Theater), виртуозных шестиструнников Рона Ярзомбека (Watchtower) и Глена Снелуора. В силу географической разобщённости компаньонов (Флорида, Вашингтон, Техас, Нью-Джерси, Калифорния) материал записывался на шести различных штатовских студиях. Процесс сведения осуществлял головастый Марк Пратор (Morrisound Recording Studio) под продюсерской опекой Мэлоуна и Ганна. Тиражировать пластинку рискнул ангел-спаситель подающих надежды прогрессоров Кен Голден, глава лейбла The Laser's Edge. И, как водится, не прогадал.
Футуристические проекции интро-фазы "Galois" способны сбить с толку кого угодно. Кажется, увлекшийся сонорными упражнениями Шон вот-вот растворится в астральной эмбиент-беспредельности, навсегда отринув суетность грешного мира. Но не тут-то было.  Ветреный скрежет буддистских колёс сменяется высокочастотной фьюжн-конкретикой трека "Code / Anticode", в чьей навороченной структурной сетке затейник-композитор исхитряется приберечь пару уголков для пространных клавишных медитаций. Ершистые дисторшн-куски чередуются с тонко исполненными репетитивными коанами ("Reflections"). Жёсткость и смурь теряются перед округлыми, замкнутыми на себя имагинативными пассажами. Неторопливый дуэт Шона и Трея "Megrez" населён призрачными субстанциями из недоступных глазу миров, тогда как в ломаных траекториях этюда "Singularity" прог-металлический вихрь тщетно пытается заглушить трепетный, лучистый пламень гармонии. Печальная фреска "Komm Süsser Tod, Komm Sel'ge" И.-С. Баха в аранжировке Мэлоуна приобретает дополнительный энигматический флёр. И совсем экзотическим видится эксперимент по сращиванию природных афро-тенденций с насквозь техногенным фьюжн-прогом ("Redemption's Way"). Чумовая пьеса "Rivers Dancing" открывается озрикоподобными риффами, продолжается скоростными соло-проходами и благозвучно-потусторонними лирическими отступлениями от заданной линии. 9-минутная конструкция "Srikara Tal" предлагает слушателю погрузиться в этническую транс-негу псевдовосточного образца. А идущие бонусами кавер-версия на тему "Unquity Road" Пэта Мэтини и одиночная рефлексия "Grace" расширяют стилевой диапазон за счёт мелодичного джаз-рока и поэтичнейшего басово-синтезаторного монолога редкостной мотивности и прозрачности.
Резюмирую: удивительная, не имеющая аналогов коллекция произведений, идеально рифмующихся с приставкой "арт". Очень рекомендую.


 Gordian Knot 

2 комментария:

Влад комментирует...

Как по мне, это тот самый случай, когда качество самого материала не имеет принципиального значения. Мастерство каждого исполнителя настолько велико, что совершенно неважно какие ноты они видят перед собой. Да и видят вряд ли. Лично у меня все время всплывает определение "космический джем"!
Это действительно похоже на джем старых приятелей-виртуозов, которые на досуге решили вспомнить "время золотое".
При прослушивании сосредотачиваешься на каждой отдельной партии и смакуешь мастерство. Все остальное не имеет принципиального значения.
То есть, не могу сказать, что буду часто возвращаться к этому альбому. Тем не менее, действительно интересная работа, достойная тщательного изучения.

Сергей Уваров комментирует...

У меня, кстати, при первом знакомстве с диском также вертелось в голове определение "космический".
Что до качества материала – не соглашусь: оно завсегда является фактором первостепенным. Другое дело, что подобного рода прожекты обычно затеваются на предмет исследования взаимной исполнительской "химии". И здорово, когда такое становится приключением не только для музыкантов, но и для слушателей.