5 янв. 2019 г.

Anssi Tikanmäki ‎ "Maisemakuvia suomesta / Finnish Landscapes" (1981)


И какой же северянин не любит родной природы! Финский композитор Ансси Тиканмяки (р. 1955), к примеру, так просто одержим ею. Выросший среди пейзажей исторической провинции Остроботния, он с юности пытался запечатлеть всеми доступными способами красоту здешних мест. После домашних уроков фортепианной игры, молодёжного гитарного бума, вызванного увлечением бит- и рок-музыкой 1960-х, Ансси вновь обратился к корням – фольклору и классике. И принял решение заняться реставрацией народных мелодий. С этой целью в 1974 году Тиканмяки поступил в Академию Сибелиуса (Хельсинки). А параллельно стал посещать курсы в Оулункюльском колледже эстрадно-джазового искусства под руководством Клауса Ярвинена. Спустя несколько лет инициативный молодой человек со своими друзьями организовал группу Ikaros, в составе которой представлял Финляндию на конкурсе песни "Интервидение" (1978) в польском Сопоте. Конец семидесятых ознаменовал для Ансси пору личных творческих побед. Сочинённая им арт-роковая сюита "Finnish Landscapes" в ноябре 1980 г. была исполнена на публике ансамблем Ikaros совместно с оркестром Академии Сибелиуса. Причём выступление транслировалось по телевидению. А вышедшая годом позже пластинка ‎"Maisemakuvia suomesta" закрепила успех маэстро Тиканмяки и сделала его имя знаменитым на всю страну. Да и как иначе, если отныне пьесы с лонгплея активно крутились на радио, звучали в телефильмах, включались в симфонические концерты и разучивались в школах?
Открывает программу бравурный номер "Lapin Tunturit" ("Сопки Лапландии"). Сочетание эстрадной ритмики, джазовых ракурсов (хороши саксофонные соло Эсы Юутилайнена и партия электрогитары Петера Лерхе), развёрнутого полифонического обрамления (увеличенная струнная секция) и неоклассического пафоса не несёт в себе определяющих национальных черт. Но уже в рамках трека "Aamu lakeuksilla" ("На равнине поутру") слышится дыхание тёплой скандинавской грусти, распахивается истинно волшебный мир дивных красок, запахов и соцветий. Иного плана картина воспроизводится в пространстве этюда "Tuusulan moottoritie" ("Автострада Туусула"). Тут имеет место прогрессивный фьюжн с брасс-имитацией автомобильных гудков и другой атрибутики скоростных магистралей. Яркая, броская и весьма выразительная иллюстрация на тему техногенной сути урбанизма, противопоставляемой живительной магии деревенских видов. Мелодраматической интонацией проникнут безумно красивый мотив "Kesäranta etelä-Saimaalla" ("Летний пляж на южной оконечности озера Сайма") с клавишными переливами мастермайнда и эмоциональной гитарной фразировкой Лерхе – от лёгких всполохов до вздымающихся сонических пиков. Даже редкий эксперимент по внедрению сдержанной академической манеры в крикливую эстетику "новой волны" ("Valkeakosken Tehtaanpiiput" / "Фабричные трубы Валкеакоски") не выглядит чем-то вычурным. Тем более когда за ним следуют колоритнейшая симфо-фолковая плясовая "Savolainen metsä" ("Лес Саволайнена"), аморфный гимн "Kiutaköngäs", посвящённый одноимённому природному заповеднику, и комплексный пронзительный арт-финал "Muuttuva maaseutu" ("Перемены в сельской местности")... в общем, есть из чего выбирать.
Резюмирую: превосходный, глубокий и страстный художественный акт, истинное пиршество для меломанов всех мастей. Очень рекомендую. 


Anssi Tikanmäki

2 комментария:

Влад комментирует...

Немножко старомодно. Но это определение ни в коем случае нельзя считать негативным. Часто встречаются явные и не очень заимствования. Но тоже не вызывают раздражения. В целом, действительно получил удовольствие и не раз вернусь к прослушиванию. Хороший альбом. Душевный.

Сергей Уваров комментирует...

Насчёт заимствований ничего конкретного сказать не могу: не заметил. Видимо, речь идёт о неких расхожих композиционных приёмах, которые Тиканмяки, в силу профильного образования, сделал частью своих авторских наработок.
А вот с определением "душевный" согласен вполне.