18 окт. 2018 г.

Alan Parker / John Cameron "Afro Rock" (1973)


Практику композиторских дуэтов лондонский лейбл KPM освоил в 1966 году. Дело оказалось перспективным, и вплоть до начала восьмидесятых в специальной серии "KPM 1000 Series" периодически выпускались пластинки оригинального жанра и необычного формата. Заключалась же идея в следующем. Паре стратегически родственных творцов (ими, как правило, оказывались профессионалы кино-, теле- и радио-индустрии – создатели рекламных джинглов, звуковых телевизионных заставок и музыки к театральным постановкам) предлагали общую смысловую канву. Мэтры по своему усмотрению начиняли концепт-оболочку короткими инструментальными пьесами эклектического свойства. Таким образом, достигалось сразу несколько целей. Сочинители получали неплохой стимул для свободы самовыражения в рамках заданных обстоятельств, а поклонники – возможность насладиться качественно новыми проявлениями таланта широко известных в узком кругу корифеев. Среди наиболее ценимых руководством KPM артистов Джон Кэмерон и Алан Паркер значились на особом счету. Первый из них – классически образованный музыкант, аранжировщик, дирижёр, питавший слабость ко всяческим фьюжн-экспериментам (John Cameron Quartet, The John Cameron Big Band, The John Cameron Orchestra). Второй – отличный гитарист (Blue Mink, Hungry Wolf, Rumplestiltskin, The Alan Parker Sound, Ugly Custard etc.), мастер мелодических изгибов и цепких фраз. Некогда будучи участниками суперсборной CCS, оба постепенно созрели для совместного авторского прожекта. Итог этой авантюры – по-настоящему интересный диск "Afro Rock".
Стартует программа с паркеровского гипно-риффа "Heavy Water", где напарник Джон лихо выкаблучивает на органе при поддержке чёткой ритм-секции. Репетитивные гитарные манёвры выходят на передний план в "Ice Breaker", но уже в этнической карусели "Solid Satin" коллеги взаимодействуют на равных. Зарисовка "Punch Bowl" воспринимается симбиозом фуззовых фишек с африканской перкуссией, тогда как в пространстве "Frozen Steam" властвуют фанк-ритм и сексуальный тембр инструмента затейника Алана. После расслабленно-заторможенной acid jazz мозаики "Black Light" наступает черёд Кэмерона удивлять публику. Этюд "Range Rover" даёт почувствовать разницу их принципов моделирования. Произведения Джона барственно-неторопливы, тщательно оркестрованы, не столь подвержены энигматике, но при том сугубо мотивны. Что прекрасно заметно по номеру "Swamp Fever" c его яркими духовыми эпизодами. Tribal-игрища по законам саванны пополам с европейским арт-роком продолжаются в "Safari So Good", "Survival", эффектно бликуют на полях сюжета "Afro Waltz" и достигают лирического пика в контексте вещи "Sahara Sunrise", отмеченной нежнейшей интонацией флейты. Мажорный кунштюк "Rocking Rhino" несёт в себе здоровый заряд раздолбайства, настраивая слушателя на абсолютно беззаботный лад. С ним категорически не совпадает минималистская фреска "Heat Haze", подпитываемая атмосферой интриги. Финалом путешествия служит манерный среднетемповый джаз-фанк "Afro Metropolis", за несерьёзным фасадом которого угадывается композиционная искушённость "криэйтора" Джона.
Резюмирую: любопытный пример прогрессивной library music – экзотической, выразительной и в целом совершенно не напрягающей. Приятного вам знакомства.


Alan Parker / John Cameron

4 комментария:

kneht комментирует...

Спасибо, Сергей,
очень спокойный, очень мелодичный альбом.
Трудно из двоих кого-то выделить, оба слушаются.
Похоже альбом из тех, которые никогда не надоедают.

Sergei Uvaroff комментирует...

Да, согласен. Подчас звуковая эквилибристика начинает раздражать. И тогда хочется чего-нибудь в таком духе. Отрадно, когда есть под рукой подобного рода "терапевтические" пластинки.

Влад Авиценна комментирует...

Наконец-то дошли руки-уши до этого альбома. Хорош. Не слишком сложен. Не слишком богат средствами выражения. Вообще отсутствуют скоростные запилы... Список можно и продолжить, но зачем? В целом все это идет однозначно в плюс. Поскольку сразу чувствуется, что никто никого не собирался поразить. Просто два мужика всласть оторвались в студии.
Кстати, своей лаконичностью иногда вызывали в памяти столь любимый мною Bootcut "Hammond vs Drums". В общем, спасибо! Получил эстетическое удовольствие.

Влад

Sergei Uvaroff комментирует...

На здоровье, Влад. Если получится, в скором времени порадую вас ещё парочкой KPM'овских пластинок.