21 сент. 2018 г.

Juha Kujanpää "Kivenpyörittäjä • Tales and Travels" (2013)


В конце 2013-го крупнейшая финская газета Helsingin Sanomat подвела музыкальные итоги года. Одним из фаворитов журналисты и критики признали инструментальный альбом "Kivenpyörittäjä • Tales and Travels" молодого артиста из Хельсинки Юхи Куянпаа (р. 1974). К тому моменту его фигура уже пользовалась немалым авторитетом в андеграундной среде. Встретив Миллениум в ранге ведущего композитора эмбиент-формации CNCD, Юха стремительно набирал обороты, параллельно взаимодействуя с множеством иных звуковых форм и жанров. Произведения Куянпаа вошли в репертуар фольклористов Kirjava Lintu, инди-рокеров Captain Cougar, альтерно-прогрессоров Kuha. А сам он на правах клавишника сотрудничал с джазовым гитаристом Туомо Дальбломом, певцами Вилле Ояненом, Николаем Бладом и прочими замечательными личностями. В круговерти бесчисленных [муз.]альянсов умник Юха сумел найти время, силы и желание для запуска собственного прожекта. За сверхъестественно короткий был набран аккомпанирующий состав, а по факту – лихая сборная, сплошь из профессионалов сцены. Рок-поддержку мастермайнду (фортепиано, фисгармония, клавишные) оказывали Тимо Камарайнен (гитара, мандолина), Теро Туовинен (акустическая и электрическая бас-гитары), Юсси Миеттола (ударные). Скрипично-альтовыми партиями распоряжались Кукка Лехто (Mustan Meren Polkka Orchestra, Olli Ahvenlahden Orkesteri, Tulilintu), Томми Асплунд и Эско Ярвела (оба – участники коллектива Tsuumi Sound System). Дополнительный вес авантюре маэстро Юхи обеспечивало присутствие восьми исполнителей из академического лагеря.
Стартует программа с колоритного саунд-гибрида "Matkamusiikki", в котором тесно сплелись народная северная традиция и крепкий мелодический арт олдскульной закваски. Последующие номера развивают генеральную линию всевозможными способами. В титульном треке бал правит фьюжн-гитара Камарайнена, парящая над изысканной полифонией классического инструментария. Изобретательная фантазия "Suomenmaa" с головой погружает нас в уютное игровое пространство нордической самбы (да-да, не удивляйтесь, и такое случается). Камерная зарисовка "Hääpolska" великолепно обходится без электричества, преподнося слушателю на фирменном блюдечке торжественную картину приозёрной свадебной церемонии. Развесёлый кунштюк "Arkipäivän Ylistys" скроен по лекалам незабвенного Ларса Холльмера пополам с Пеккой Похьолой (водоворот мнимой беззаботности в искристом потоке шарма). Спектр мозаичного наброска "Different Polska" поистине широк: от корневого саамского мелоса до брасс-рока. В пику ему комплексное полотно "Islannin Vesi" завораживает художественной строгостью контуров, ближе к финалу обретая стихийный размах. Пограничный этюд "Kaukametsä" наводит мосты меж ажурным chamber-орнаментом и прогрессив-джазовой гитарной основательностью, тогда как одухотворённо-светлая пастораль "Heinäkuun Yöt" мельком напоминает о славных деяниях других приполярных кудесников – норвежцев Streif. Замыкает действо чарующая реприза "Kaukametsä" с её размеренной пейзажной внесобытийностью и предзакатным лирическим мерцанием.
Резюмирую: разноплановая, но при том поразительно целостная, глубокая и зрелая панорама, манящая природной красотой национального финского искусства. Превосходный во всех отношениях релиз, настоятельно рекомендуемый к ознакомлению.

Juha Kujanpää

3 комментария:

Анонимный комментирует...

"водоворот мнимой беззаботности в искристом потоке шарма"

Это же надо такое завернуть! ))))

Анонимный комментирует...

Хороший альбом. Не идеальный, но очень качественный. Все равно, в последнее время для меня эталоном качества в фолк-проге является Mundi Domini.
Как по мне, эти ребята немного проигрывают. По одной единственной причине: слишком много реприз. Все остальное - выше всяких похвал!

Сергей Уваров комментирует...

Сколько людей, столько и мнений. Mundi Domini, бесспорно, отличная команда. Но лично для меня в канадском фолк-проге на 1-м месте стоят Harmonium. И ничего тут не поделаешь: просто большая сердечная привязанность :0)
За отзыв – спасибо.

С уважением,
С.