19 сент. 2018 г.

Etna "Etna" (1975)


Итальянский квартет Etna – детище братьев Маранголо, Антонио (клавишные, кларнет) и Агостино (ударные, перкуссия). С 1971 г. ребята рулили в сицилийской команде Flea on the Honey. Старший, Антонио, будучи фронтменом, пел по-английски, а заодно играл на клавишах, гармонике и флейте. Агостино же привычно барабанил, временами терзал маримбу и помогал братцу с вокалом. Компанию им составляли гитарист-мандолинист Карло Пенниси и многостаночник Элио Вольпини (бас, саксофон, гитара, вокал). Путёвку в большую жизнь Flea on the Honey дало участие в фестивале Pop of Viareggio. Однако вышедший следом безымянный дебют коллектива слушатели встретили без особого энтузиазма. Тому была серьёзная причина: поскольку все четверо являлись упёртыми англоманами, LP-конверт содержал тексты и заметки на чужом для соотечественников языке. Вдобавок самих себя парни именовали на британский манер: Тони, Дастин, Чарли, Найджел... Не встретив понимания в родных пенатах, ансамбль в 1972-м перебрался в Рим и возродился под укороченным названием Flea. Результатом изменённой стратегии явился прогрессив-хардовый диск "Topi o uomini" (1972), принятый гораздо теплее предшественника. Однако продолжать шоу в подобном ключе Маранголо со товарищи явно не собирались. Словом, на Flea поставили жирный крест, опостылевшую вывеску изъяли из обращения. Последовавшая за этим трёхлетняя пауза ознаменовалась мозговым штурмом, итог которого – превосходный джаз-роковый акт Etna.
Некоммерческий характер альбома подчёркивается его инструментальной направленностью. Семь треков под "англо-шапками" – явный камень в огород почтеннейшей публики. Да и в мелодическом отношении смельчаки-сицилийцы обошлись без ненужных послаблений. Открывающий номер "Beneath the Geyser" сперва журчит и переливается водянистыми аккордами электропиано, а затем вырастает в фасонистый фьюжн строгой выделки с безупречной ритмикой. Лихие гитарные партии на авант-джазовом фоне ("South East Wind") – эдакий приветственный жест заочным коллегам-"кентерберийцам". Замысловатая структура фрески "Across the Indian Ocean" косвенно отсылает к ранним опытам Mahavishnu Orchestra; впрочем, и тут Etna смотрится достаточно оригинально. Камерным электроакустическим изяществом отмечена пьеса "French Picadores", переходящая в 9-минутный энигматический опус "Golden Idol" (зрелая размеренность, не лишённая признаков головоломки). Композиция "Sentimental Lewdness" скроена по лекалам рок-боевика, разбавленного философской созерцательностью; такой вот гибрид парадоксального свойства. Замыкает программу "Barbarian Serenade" – бессловесное мандолинно-групповое подтрунивание над традиционным для итальянцев песенным жанром.
Резюмирую: первоклассная художественная панорама, актуально звучащая и сегодня. Натуральная жемчужина прогрессивного джаз-рока. Рекомендую.

Etna

4 комментария:

Phil Lombard комментирует...

Hello
Welcome !
Glad to see you again !
I know you'll bring extra good rarities here !

Cheers !

Сергей Уваров комментирует...

Thanks a lot Philippe!

Анонимный комментирует...

Стыдно признаваться, но куда деться... Не въехал! Наверное, ребята действительно близки к Махавишну. Потому что в работы Маклафлина тоже хронически не въезжаю.
Тем не менее, огромное спасибо за расширение кругозора!

Влад

Анонимный комментирует...

На мой вкус это просто шедевр жанра! Давно у меня в коллекции.