1 авг. 2015 г.

Ut Gret "Radical Symmetry" (2011)


Католическая школа – философский  факультет Луисвилльского университета – панк-оперетта – прото-гранж – авант-прог. Столь затейливым маршрутом двигался по жизни Джоуи Конрой – музыкант-многостаночник, идейный вдохновитель экспериментальной американской формации Ut Gret (ко всему прочему – активист-эколог, давний сотрудник организации Greenpeace). Перипетий его биографии хватило бы на приличный авантюрный роман. Кто еще сумеет похвастаться подготовкой фестиваля Вудсток в штате Кентукки (увы, не сложилось), созданием собственного пиратского радио-шоу, примитивными опытами с tape-лупами на заре восьмидесятых, импровизационными джемами с Сергеем Курёхиным, игрой в академическом струнном квартете и иными занимательными подробностями? Но сейчас речь не о том. Итак, особый интерес для Конроя представляли оркестровые возможности различных инструментов. Для лучшего понимания сути он пустился в изучение неортодоксальных гитарных приемов, а попутно под руководством маститых гуру овладевал басовой техникой, осваивал ситар и скрипку. Разномастные увлечения в итоге привели Джоуи к базовым началам "пан-идиоматического" проекта Ut Gret, стилевые рамки и кадровые ресурсы которого варьируются от случая к случаю.
Студийный альбом "Radical Symmetry" воплощался ансамблем из девяти человек. Необычайно волнующие Конроя (гитары, безладовый бас, электроситар, бузуки, альт) и его коллегу Грегори Экера (флейты, саксофоны, диджериду, перкуссия) поиски археологических артефактов Шумера, Вавилона, Греции и Египта явились основой для серии звуковых зарисовок. Первым номером в когорте выступает "Insect Probe" – оригинальный синтез прог-рока в духе King Crimson периода "Red" с балканской тоникой и элементами фри-джаза. Тему восточных путешествий развивает этюд "Souvenir City", хитросплетение камерных и этно-фьюжн-мотивов, а также вибрафонического влияния Заппы, сопровождаемое вокалом Дэйн Уотерс. В эпической коллажной сети "Infinite Regress" легко увязнуть любому, ибо границы (в том числе и жанровые) здесь эфемерны, зато интриги и драматизма хоть отбавляй. Загадочные индуистские миражи возникают на просторах мистической раги "For Viswa", чей саунд традиционно подчинен взаимодействию табла, ситара и флейты. "Walk in the Garden" авторства Стивена Робертса (клавишные, меллотрон, фортепиано, труба) наследует мелодическим образцам прогрессива второй половины 1970-х (фрагментарно вспоминаются Happy The Man); композиционные достоинства пьесы подчеркиваются ровностью повествования и тщательно подобранным соническим колором. 45 секунд невразумительного конроевского бренчания ("Rouse Brown Mouse") выливаются в помпезную арабеску "Cobra in a Basket", нашпигованную экзотическими нюансами почище сказок "Тысячи и одной ночи". На протяжении миниатюры "Last Impression" Джеймс Вон контрабасовым манером дергает струны и отстукивает ритм по корпусу своей виолончели. От малоазийских полифонических изысков опуса "Rule 110" команда плавно переходит к пространной камерно-электронной фреске "Sword of Damocles". А заканчивается коллективное действо иронической джазовой ухмылкой "Vegetable Matters", солидности ради снабженной атмосферной chamber-кодой.
Резюмирую: изобретательно выстроенный многоярусный арт-макет от современных мастеров авангардного фьюжн-прогрессива. Рекомендую.


Ut Gret