Música Urbana "Música Urbana" (1976)


Одно из наиболее интересных явлений на каталонской прог-сцене 1970-х. Нынче квартет Música Urbana вспоминается знатоками преимущественно в связи с деятельностью Жуана Альберта Амаргоса (р. 1950) – композитора, дирижера, аранжировщика (семь раз – с 1999 по 2008 гг. – признавался лучшим в Испании), пропагандиста стиля "фламенко", лауреата премии "Грэмми" (2008) в категории "современная академическая музыка". Список "звездных" клиентов Амаргоса поражает разнообразием: Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Пако де Лусия, Дидье Локвуд, Михала Петри... Но это сейчас. А тогда, в 1975-ом, молодой выпускник Барселонской консерватории, уже имевший за душой ряд камерных сочинений, намеревался покорить публику отточенной джаз-роковой техникой и любопытными авторскими наработками. С подобной целью Жуан (клавишные, сопрано-саксофон, кларнет, флейта, тромбон, свист, стринг-синтезатор) учредил ансамбль Música Urbana, состоявший из весьма опытных игроков: Карлоса Бенавента (бас, контрабас, акустическая гитара, перкуссия, вокальные эффекты), основателя бэнда Máquina! Луиджи Кабанака (гитары), Сальвадора Фонта (ударные, маримба, гонги, перкуссия, вокальные эффекты). На правах сессионных исполнителей в процессе записи участвовали Аврора Амаргос (кастаньеты) и Лаки Гури (фортепиано, электропиано, Муг). Итак, "Música Urbana".
Начальные такты "Agost" не оставляют сомнения в национальной принадлежности ансамблистов. Характерные перепады меж тягучими звуковыми ландшафтами с трелями испанской гитары, перестуком кастаньет, а равно бурными фламенко-вкраплениями и вкуснейшими фьюжн-партиями практически каждого инструмента (от ведущих по определению до ритм-секционных). Искусной сонической архитектонике могли бы позавидовать и гранды англо-саксонского прогрессив-джаза, к тому моменту потихоньку сдавшие некогда передовые позиции. Развернутая пьеса "Violeta" по воле Жуана разлинована в крупную брасс-сетку, снабжена уместными флейтовыми вставками, шутовским хрипловатым уханьем Карлоса и Сальвадора и прочими орнаментальными приемами. Оригинальное чувство юмора лидера сказывается в изложении сюжета "Vacas, toros y toreros" ("Коровы, быки и тореро"). Понятно, что без милых сердцу колоритных этнических деталей тут не обошлось. Но при этом Амаргос пользуется и арсеналом запасных средств, задействовав chamber- и танго-молекулы. Принадлежащий перу Бенавента этюд "Font" лишен филармонической закваски, зато цепляет непредсказуемостью поведения; в почти 5 минут повествования вложена масса авантюрных финтов, приличия ради сдобренных флейтово-клавишными мелизмами. Сладким зноем пропитана зарисовка "Caramels de mel", за коллажной фактурой которой проступают нешаблонность измышлений Жуана Альберта, мастерство присутствующих и азарт, помноженный на расчетливость. Финальная конструкция "El Vesubio azul" гипотетически легла бы в обойму фьюжн-историй а ля Return to Forever, кабы не шаловливость отдельных эпизодов, реализованных с напускной невинностью. Шарман, одним словом.
Резюмирую: во всех отношениях превосходная прог-джазовая модель. Настоятельно рекомендую ценителям данного направления.

Música Urbana 

Комментарии