7 авг. 2015 г.

Flygmaskin "Fall" (2013)


Осень, меланхолия, вечный сплин... Затасканная тема. Оживлять лирические сюжеты в эпоху цинизма – затея сомнительная. Однако неоднородность зрительного фокуса покуда никто не отменял. И этот фактор крайне умело использовал бельгийский композитор/пианист Себастьен Виллемин, лидер камерного проекта Flygmaskin. За плечами молодого человека Королевская консерватория города Монс, мастер-классы, семинары и международные тренинги. А еще большая любовь к классикам (Баху, Рахманинову) и джазменам (Киту Джарретту, Эсбьорну Свенссону). По сути, музыкальная реальность Виллемина – срез направлений; точка, предельно близкая, но в то же время равноудаленная от его текущих жизненных увлечений. Третий путь? Возможно. А что до лаконичности выразительных средств – кого оно смущает? Тем более, бойцы здесь подобрались на редкость опытные. В активе у ударника Ваутера Роггеманса многолетние академические штудии + работа с ансамблями Tric Trac Trio, Klezmic Zirkus, Klezmamo и др. Контрабасист Пьер Грико – выпускник Льежской консерватории, подвизающийся в дюжине непохожих друг на друга коллективов. Ну а повелитель аккордеона Жульен де Борман (основатель бэнда Turdus Philomelos) и вовсе собаку съел в деле межкультурного диалога; кроссовер – стопроцентно его случай.
Язык открывающей альбом пьесы "Harmonie du soir" не отличается эмоциональностью. Тут скорее надо говорить о настроенческих флюидах, пресловутом 'reflective mood'. Разреженный диалог солистов на фоне практически незаметной ритм-секции уподобляется мерному покачиванию тронутой инеем ветви, постепенно оттаивающей в лучах рассветного солнца. Замечу, для диска характерна столь редкая ныне тонкость художественных решений. К примеру, номер "Missisimi" на мелодическом уровне поначалу напоминает опыты Кьетиля Бьорнстада, а ближе к развязке Flygmaskin проворачивают звуковой трюк в традициях Ballroomquartet (мол, чтобы не скучали). Грувовый этюд "Escalions" интригует неясностью замысла. Определенно, нас водят за нос. Зато с каким азартом! Причем "шпионские телодвижения" инструменталистов нисколько не препятствуют аккордеонному душевному излиянию балладного свойства в центральной части истории. Поступательная импровизационность задумчивой вещи "Arpège" перерождается в морской импрессионизм романтической схемы "Bigre" (невольно вспоминается Дан Ар Браз периода двухтысячных). 11-минутная зарисовка "Hasard" делится на несколько секций. Сперва имеет место командная игра эстафетного плана (на старте доминирует бас, затем главную партию ведет маэстро де Борман); после одинокое фоно Виллемина размывает идейные кирпичики до состояния акварели; последний отрезок – всеобщее ускорение (хотя даже в драйве явственно читается привкус минора). В "размышлизмах" фрески "Natole" удивительно соединились грустинка вальса, фольклорный кураж и вздыбленная модернистская ярость. Фактурный опус "Résonance" кинематографически выразителен и тяготеет к канонам, заложенным названными выше фламандцами Ballroomquartet. Эстетические грани трека "Ballet" объемлют разом фьюжн, эмбиент и chamber-минимализм, но жанровое предпочтение по-прежнему не выказывается напрямую. Обширный финал "Deuxième étage" закономерно служит авантюрным аттракционом, смело уравнивающим в правах обозначенные ранее стилевые категории; достойное окончание любопытной экскурсии.
Резюмирую: не прог, не рок, не джаз, не ... (подставить нужное). Музыка оригинального толка, свободная от условностей, ярлыков и коммерческой маркировки. Чистое творчество. Рекомендую.


Flygmaskin

4 комментария:

Unknown комментирует...

С удовольствием прослушал. Непередаваемая атмосфера. Очень понравилось. Спасибо.

Сергей Уваров комментирует...

Спасибо за отзыв, Борис. Очень рад, что Вы оценили. Работа штучная, на любителя. И если распробовать как следует, удовольствие от прослушивания гарантировано.

Влад комментирует...

Полностью соглашусь с предыдущим оратором. Атмосферный альбом. Получил огромное удовольствие от прослушивания. Если работа на любителя, то я любитель!

Andrew Sanchezky комментирует...

Xcelent!!

Taonated Thxs Sergei