4 авг. 2015 г.

Dżamble "Wołanie o słońce nad światem" (1971)

Первый состав краковского ансамбля Dżamble оформился в далеком 1966-м. Однако не прошло и года, как группа приказала долго жить. Зато на место выбывших явились люди, сумевшие придать маховику Dżamble необходимую степень ускорения. Художественным руководителем бэнда сделался Ежи Хорват (фортепиано, орган). А рядом с ним в скором времени заблистали молодые таланты – гитарист/басист Мариан Павлик, певец Анджей Зауха и ударник Ежи Безуха. Отталкиваясь от традиционного джаза, ритм-энд-блюза и музыки соул, польская четверка синтезировала собственный оригинальный фьюжн-почерк. В 1969 году команда громко заявила о себе на различных профильных мероприятиях (включая знаменитый варшавский фестиваль Jazz Jamboree). Критики и зрители единодушно удостоили призом симпатий вокальное мастерство Заухи. Словом, для Dżamble открылся путь на профессиональную сцену. И когда наступил черед записи дебютного лонгплея, Хорват сумел обеспечить коллегам первоклассную команду аккомпаниаторов. Томаш Станко, Михал Урбаняк, Януш Муняк и другие маститые исполнители согласились помочь ребятам закрепиться на орбите успеха. Так что культовый статус пластинки "Wołanie o słońce nad światem" – вещь закономерная, не требующая доказательств.
В изменчивом темпе вступления "Święto strachów" фронтмену Анджею представляется возможность побалансировать меж чистым авантюризмом и элементами лирического мелоса, тогда как инструменталисты при саксофонной поддержке Урбаняка торят замысловатый игровой маршрут. Сочиненная гитаристом Павликом тема "Hej, pomóżcie ludzie" – эстрадно-блюзовый бенефис Заухи, солирующего на фоне специально приглашенного хорального коллектива. Легкая, почти попсовая по ритмике зарисовка "Muszę mieć dziewczynę" содержит несколько колоритных нюансов, главным из которых следует назвать электроскрипичные вензеля пана Михала. А флейтовые эскапады Януша? Это же чистое наслаждение – внимать его летящим обертонам в "Naga rzeka". Про "Хаммонд" маэстро Хорвата, ходульный бас Мариана и перкуссионное сопровождение Безухи даже не говорю; комплексно, чертовски вкусно, где-то рефлексивно, а в целом просто приятно. Редкостное умение ансамблистов маскировать озорные гримасы велеречивостью прослеживается в рамках этюда "Dziewczna, w którą wierzę". Массовый разгульный настрой периодически дополняется вкраплениями барочного прото-арта; и оного вполне достаточно для заключения о прогрессивном базисе Dżamble. Далее по списку весьма манерный номер "Masz przewrócone w głowie" – откровенное позерство, помноженное на обильные партии духовых. Тембральная мощь и артистическая интуиция Заухи в контексте опуса "Wymyśliłem ciebie" обогащаются звучанием струнного квартета вкупе со свинговыми маневрами джазменов; результат как минимум превосходен. Произведение "Szczęście nosi twoje imię" общими стараниями складывается в драйвовый r'n'b-экскурс с долей авангардного сумасшествия. Апогей фьюжн-безумия – 10-минутная финальная титул-пьеса, лишающая всякого меломана шансов на трансперсональное саунд-сатори.
Резюмирую: местами экстравагантный, но все же привлекательный джаз-роковый акт, не растерявший внутреннего потенциала. Советую ознакомиться.

Dżamble

Комментариев нет: