30 июн. 2015 г.

Wurtemberg "Rock Fantasia Opus 9" (1980)


Ален Карбонэр – человек из породы штучных. Классически образованный художник звука + мастер по изготовлению струнных музыкальных инструментов. Пламенной страстью этого француза издавна являлась тема средневекового фольклора. Потому и в собственном ремесленничестве Ален отдавал предпочтение образцам реконструктивного плана. Лиры, дульцимеры, гитары манили его куда сильнее благородных, но стандартных альтов, виолончелей и скрипок. Семидесятые позволили Карбонэру увлечься арт-роком. А деятельность в группах Iris, Machin и сотрудничество с известным бретонским арфистом Аланом Стивеллем стали толчком к пониманию феномена прогрессив-фолка. Осознав богатые возможности слияния жанров, Ален задумал организацию своего коллектива. Таковым сделался Wurtemberg, куда вошли: Карбонэр (клавишные, гитара, лира, тенор-басовый псалтерий), Бернар Метр (клавишные, дульцимер, металлофон), Мишель Ришар (гитара, сопрано-псалтерий), ударники Жан-Пьер Карбен и Жан-Мари Оссе, а также флейтист/саксофонист Жиль Мишо-Бонне. За плечами у каждого уже имелся неплохой концертно-студийный опыт, так что к поставленной мастермайндом задаче парни приблизились с максимальной степенью ответственности...
Открывается альбом номером "Rockopus 7". Традиционно ориентированная партия флейты, чистые пиано-аккорды, сквозь которые пробиваются зудящий тембр колесной лиры и хрустальный перезвон металлофона. Казалось бы, ни намека на рок. Но вот резкий монтажный стык, и уже наводняют пространство ударные, нахально вклинивается в беседу сакс, да и характер инструментальной подачи с мечтательно-вдумчивого меняется на сноровисто-шебутной. В общем, интересно. Медиевальная атмосфера этюда "Sous-Titre" отчасти напоминает Jethro Tull. Однако у парижан наличествует угрюмость без тени улыбки, и тем они здорово отличаются от лукавых британских корифеев прогрессива. Стремление к аутентичности выползает наружу в рамках трека "Berceuse Gratinée – Faîtes le Mur"; здесь слепок с грубовато-суровой эпохи представлен без всякой манерности. Карбонэр лишь самую малость ретуширует картину, давая слушателю шанс ощутить флюиды незнакомой прежде реальности. Ритм-секция во второй части пьесы "Préfixe et Danse – Faîtes l'Humour" несколько повышает ее доступность; впрочем, игровая планка держится на хорошем уровне. Лаконично-красочная новелла без слов "Allemandes" и лирический симфо-фьюжн "Concerto Pour un Minot" наглядно демонстрируют разнообразие творческих методов лидера Wurtemberg. Да и рисунок произведения "Invitation – Vous Avez Bien Trois Minutes" несет в себе больше, чем просто бардовская заунывность, хоть и с поправкой на экзотику средних веков. Персональным же пиком комплексности для Алена можно считать гибридную 7-минутку "Rockopus 1" с футуристическими синти-фонами, стратосферными гитарными фигурами, непременными менестрельскими духовыми, сугубо проговой органной порывистостью и довольно изящным клавишным орнаментом по краю саунд-полотнища. В довершение – пара оркестровых трибьютов Карбонэра Баху и Бетховену, зафиксированных им на домашней аппаратуре в 1986 году.
Резюмирую: любопытная, оригинальная и весьма успешная попытка примирить равноудаленные друг от друга культурные слои. Пропускать не советую.

Wurtemberg