18 мая 2015 г.

Klaus Doldinger "Symphonic Project" (2011)


В джаз-роковом мире Клаус Дольдингер (р. 1936) любим и почитаем за нетривиальные экзерсисы в составе ансамбля Passport. Киноманы ценят его музыкальные дорожки к фильмам "Подлодка" (1981), "Бесконечная история" (1984), "Соль на нашей коже" (1992), "Пальметто" (1998). Да и на телевидении доблестный тевтонский интеллектуал отметился множеством саундтреков к разнообразным сериалам (в том числе к нескольким эпизодам культовой эпопеи "Инспектор Деррик", 1978–1981). Плюс сумел наладить успешную звуковую деятельность на театральной ниве. И хотя основным инструментом для Клауса служит саксофон, масштаб композиторского дарования маэстро простирается за пределы джазовых рамок. Ведь начинал Дольдингер как типичный классицист. Учился на фортепианном отделении в Дюссельдорфской консерватории имени Роберта Шумана. Скрупулезно оттачивал искусство игры на кларнете. Но при том внимательно следил за происходящим в параллельной диксиленд-вселенной. Вынашиваемая им идея эстетического взаимопроникновения реализовалась в 1967-м. Тогда силами Германской северо-западной филармонии была воплощена программа "Jazzconcertinos". Затем состоялись выступления с камерным коллективом под управлением Эберхарда Шёнера. Публика благожелательно отнеслась к новаторским экспериментам молодого гения. А тот уже навострил лыжи в сторону форматного фьюжн-прога. И только спустя десятилетия мэтр вернулся к впечатляющему синтезу искусств, продемонстрировав в свои семьдесят пять завидную исполнительскую хватку.
"Symphonic Project" – внушительное мега-представление для солиста (Дольдингер – тенор- и сопрано-саксофоны), группы (Passport) и оркестра (Немецкий государственный филармонический оркестр земли Рейнланд-Пфальц). Тон задает 23-минутный опус "Jazzconcertino". И это, без преувеличения, гимн блистательной интуиции мастера. Здесь симфонистам предложено оставаться самими собой, не покидая привычную классическую нишу. За "чужеродную" джазовую стилистику несут ответственность Клаус со товарищи. Свинг, медная мечтательность сакса, лирико-полифоническое обрамление и виртуозные ритмические фигуры складываются в глубокомысленное полотно – местами напряженное, но преимущественно романтическое и уютно-согревающее, точно бокал хорошего вина. Линию продолжает "Cantilene for Saxo Tenor", отражающая мелодические свойства широкой натуры автора. В превосходном номере "Altokumulus" явственно ощущается талант Дольдингера выстраивать драматические коллизии без помощи слов. Другой замечательной иллюстрацией на ту же тему является сказочное произведение "Die Unendliche Geschichte – Suite", поразительный альянс невинности и опыта. Знаменитый хит "Das Boot" по воле Клауса также развернут в сюиту совершенной огранки, где пафос не препятствует нагнетанию саспенса. А на "десерт" – коллажная комбинация "Symphonic Tatort" с безупречно отработанной контр-связкой "драйв/рефлексия/драйв".
Резюмирую: шикарный пример прогрессивного симфо-джаза – искристого и одновременно монументально-размашистого. Пропускать не советую.


Klaus Doldinger 

4 коммент.:

Michael комментирует...

Огромное спасибо , много лет собираю музыку Дольдингера,а этот альбои был пропущен

Sergei Uvaroff комментирует...

На здоровье, Михаил. Если интересует что-то конкретное – обращайтесь. Помогу, чем смогу.
С уважением,
С.

Влад Авиценна комментирует...

А вот я как-то до сих пор не был знаком с его творчеством. И с удовольствием приобщился!
Весьма интересно. Альбом местами напомнил сольное творчество светлой памяти Джона Лорда. Естественно, что рок составляющая здесь органично заменена на джаз. Тем не менее, как по мне, наследственность прослеживается.
В целом, очень интересно. Произведение из разряда "и уму, и сердцу".

Sergei Uvaroff комментирует...

Насчет сравнения Клауса с Джоном ничего определенного не могу сказать. Хотя мысль интересная. Двигались они, разумеется, различными путями. Но оба в итоге пришли к симфонизму. И это, опять же, заставляет задуматься...